Предыдущая Следующая
Прошло ещё несколько лет,
и в мультипликации произошли огромные перемены. Появился фильм «Большие
неприятности» (1961 г.)
режиссёров Валентины Семёновны (1899—1975) и Зинаиды Семёновны (1900—1983)
Брумберг, сделанный как будто детской рукой; за ним — «История одного преступления»
(1962 г.),
первая режиссёрская работа Фёдора Савельевича Хитрука (родился в 1917 г.). Здесь всё было
Схемы плоских шарнирных
марионеток.
Эскиз к мультфильму «Снежная
королева».
445
ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ
После
Гражданской войны (1917— 1922 гг.) российская анимация (тогда она носила
название «динамическая графика») рождалась заново. Большая часть кинофильмов
тех лет — это вставки в игровые картины и коротенькие политические агитки для
киножурналов с ожившими карикатурами и шаржами. Первые крупные фильмы
(«Советские игрушки», «Межпланетная революция» и др.) стали появляться в
1923—1924 гг. Динамической графикой увлекался известный
кинодокументалист-экспериментатор Дзига Вертов. Мультипликационные фрагменты
для его картин исполняли А. Бушкин, И. Беляков, А. Иванов и другие художники — первые советские мультипликаторы. Детские
фильмы были в ту пору большой редкостью, исключением из общего правила. Сюжеты
кинокартин часто носили пропагандистско-политический оттенок.
В
конце 20-х гг. в Советском Союзе снова стали снимать кукольные фильмы.
Энтузиастом объёмной анимации был Юрий Александрович Меркулов (1901—1979).
Позже он передал мастерскую А.А. Птушко — конструктору кукол, работавшему у
него. Птушко собрал вокруг себя почти всех мастеров, занимавшихся в СССР
объёмной мультипликацией, и создал первый полнометражный комбинированный (живой
актёр и куклы) фильм «Новый Гулливер» (1935 г.), имевший большой успех.
До
1939 г.
художники-мультипликаторы испытывали сильное влияние не только технологии
Диснея, но и его эстетики. В стране появились сделанные в целлулоидной технике
фильмы, более близкие советским традициям изобразительного искусства и
кинематографа: «Лимпопо» режиссёров Л.А. Амальрика и В.И. Полковникова,
«Мойдодыр» И.П. Иванова-Вано (оба 1939 г.; по сказкам К.И. Чуковского), «Дядя
Стёпа» (1939 г.;
по стихотворению С.В. Михалкова) В.Г. Сутеева, «Сказка о попе и о работнике его
Балде» (1940 г.;
по одноимённому произведению А.С. Пушкина) П.П. Сазонова. Именно в 30-х гг.
советская мультипликация стала преимущественно детской. Огромное влияние на
художников произвели полнометражные картины Уолта Диснея «Белоснежка и семь
гномов» и «Бемби» (1942 г.),
а также первый фильм ленинградского режиссёра М.С. Пащенко «Джябжа» (1939 г.; по мотивам сказок
народов Севера).
После
Великой Отечественной войны студия «Союзмультфильм» добилась первых серьёзных
успехов. В 1948 г.
появились фильмы «Федя Зайцев» сестёр Брумберг, «Цветик-семицветик» (по сказке
В.П. Катаева) М.М. Цехановского, «Серая Шейка» (по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка)
Л.А. Амальрика и В.И. Полковникова. Фильм М.С. Пащенко «Песенка радости» (1946 г.) получил грамоту и
Малую бронзовую медаль Венецианского фестиваля (1947 г.) — первую
международную награду советской мультипликации. Был выпушен и первый советский
полнометражный рисованный фильм И.П. Иванова-Вано «Конёк-горбунок» (1947 г.; по стихотворной
сказке П.П. Ершова). Предыдущая Следующая
|