|
Самый мощный в мире центр кинопроизводства возник в результате так называемой патентной войны. Знаменитый изобретатель Томас Алва Эдисон (1847—1931), придумавший помимо прочего аппараты для съёмки и показа картин, обладал па- Рене Фальконетти в фильме «Страсти
Жанны д'Арк». * Поставить фильм о Жанне
д'Арк мечтал и советский режиссёр Глеб Панфилов. Но осуществить свой замысел
ему не удалось. Зато в его фильме «Начало» ( **Жанна д'Арк была
канонизирована католической церковью в 454 тентами на свои открытия. Все, кто пользуется результатами чужих открытий, должны за это платить. Кинотеатры в начале XX в. росли как грибы после дождя; к концу первого десятилетия их насчитывалось в Америке свыше десяти тысяч — чуть ли не больше, чем во всей Европе. Они назывались «никель-одеонами» («пятицентовыми кинотеатрами») и приносили хороший доход: делец, купивший «никель-одеон» за две тысячи долларов, уже через три месяца возвращал свои деньги. Когда фирма Эдисона начала испытывать финансовые трудности, изобретатель решил поправить дела, заставив платить тех, кто пользовался его аппаратами. Однако владельцы кинотеатров и прокатчики не спешили расставаться с деньгами. На каждое обращение Эдисона в суд они отвечали встречными исками. Так разгорелась юридическая «патентная война». Чтобы выиграть наверняка,
фирма Эдисона объединилась с другими компаниями, также владевшими рядом патентов.
Возникла «Моушн пикчерз патент компани» (МППК) (часто эту компанию называли
просто Патентным трестом). Она попыталась полностью взять под свой контроль
производство и прокат фильмов. 24 декабря Через несколько месяцев трест распространил своё влияние на большую часть американского кинорынка. Не подчинившиеся кинопредприниматели (их стали называть «независимыми») тоже объединились. Между МППК и «независимыми» началась настоящая схватка. Агенты компании, не довольствуясь судебными мерами, ломали проекционные аппараты, заливали серную кислоту в баки для проявки плёнки. Однажды на съёмках «независимого» фильма они спровоцировали драку между статистами, после которой несколько актёров попали в больницу с серьёзными ранениями. Кинопроизводство
сосредоточивалось тогда в Нью-Йорке и Чикаго. Чтобы избежать преследований со
стороны МППК, «независимые» в конце 1907 — начале В студии Эдисона. Пока кино было
немым, съёмочные группы не имели отдельных помещений и трудились в одном
павильоне, разгороженном фанерными перегородками. 1912—1913 гг. |