Предыдущая Следующая
После того как сложился
экранный образ, великий комик принялся за масштабные, крупные работы. В 1921 г. вышел его первый
полнометражный фильм «Малыш», где Чарли, работающий стекольщиком, усыновляет
беспризорного мальчишку; малыш камнями разбивает окна, чем доставляет работу
своему опекуну и зарабатывает им обоим на обед. В «Золотой лихорадке» (1925 г.) Чарли —
золотоискатель на Аляске. Знамениты два эпизода картины: в одном страдающий от
голода бродяжка варит собственные ботинки, а шнурки от них наматывает на вилку,
как спагетти; в другом, ожидая девушку, которую пригласил на ужин, Чарли
втыкает вилки в две булочки, получается что-то вроде ног, и этими «ногами» он
исполняет танец на обеденном столе.
Такие гэги как небо от
земли далеки от бесхитростных затрещин и погонь, которыми Чаплин и его собратья
по цеху смешили публику во времена «Кистоуна». С начала твор-
Кадр из фильма «Великий
диктатор».
*Американская комическая
— так в немом американском кино назывались фильмы в жанре комедий. В звуковом
кино этот термин уже не применялся.
460
ческого пути Чаплин не
столько веселил зрителей, сколько рассказывал языком немого кино о печальной
участи человека, вынужденного существовать в мире, где царят несправедливость и
зло. Гэги острее подчёркивали основную мысль картин, но вместе с тем, побуждая
смеяться над несчастьями, вселяли оптимизм. Образ бродяги сделал Чаплина
миллионером и суперзвездой мирового кино. Последние предвоенные фильмы Чаплина
— «Новые времена» (1936 г.),
где Чарли, работая на современном заводе, бесконечно повторяет одни и те же
действия у конвейера, что доводит его до нервного расстройства, и «Великий
диктатор» (1940 г.).
Это первая звуковая картина Чаплина. До 1940 г. он не снимал звуковые фильмы, поскольку
считал, что комедийное кино должно оставаться немым. В «Великом диктаторе»
актёр сыграл две роли — еврея-парикмахера, вынужденного спасаться от фашистских
молодчиков, и карикатуру на Гитлера — правителя Аденоида Хинкеля, мечтающего о
мировом господстве. «Великий диктатор» — повествование о XX столетии, ставшем целой эпохой в
истории человечества.
В 1952 г. Чаплин выпустил
фильм «Огни рампы» с участием другого комика немого кино — Бастера Китона.
Вскоре после этого Чаплин покинул Америку, куда вернулся только в 1971 г., чтобы получить
премию «Оскар» за значительный вклад в киноискусство.
После войны бродяжка
Чарли уже не появлялся в фильмах Чаплина. Человечество пережило самое
трагическое в истории потрясение, и величайший киноактёр не захотел отпускать
своего героя в такой жестокий мир.
БАСТЕР КИТОН
Время с начала 10-х до
конца 20-х гг. XX
столетия — золотая пора американской комической. Рядом с Чаплином работали
многие замечательные актёры, но по глубине и значительности лишь Бастер Китон
(настоящее имя Джозеф Френсис, 1896— 1966) сравним с творцом бродяжки Чарли.
Как и Чаплин, он родился в актёрской семье, также с детских лет выступал на
сцене — вместе с отцом и матерью входил в эстрадную группу «Трио Китон».
Поскольку мальчик пользовался всё большей известностью, группа стала называться
иначе: «Бастер в сопровождении Джо и Миры Китон». Бастер научился мастерски
владеть телом; зрителей поражала его акробатическая гибкость. Китон дебютировал
в кино на четыре года позже Чаплина — в 1917 г.: играл в коротких комедиях вместе с
Фатти (Роско Арбаклем), партнёром Чаплина во время его работы в «Кистоуне».
Комический эффект базировался на контрасте: толстый увалень Фатти — и
худощавый, подвижный Бастер. Полнометражные фильмы Китон начал ставить чуть
позже Чаплина. В 1923 г.
выходит его картина «Три эпохи» — пародия на знаменитый фильм Гриффита Предыдущая Следующая
|