|
Оно даёт возможность видеть движение, а значит, жизнь — вероятно, именно поэтому новое искусство сразу приняли и полюбили. ПЕРВЫЕ «ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНЫ» Самые ранние попытки записать движение относятся к XV—VIII тысячелетиям до н.э. В пещере Альтамира в провинции Сантандер (Северная Испания) в 70-х гг. XIX в. были обнаружены рисунки первобытного человека — множество изображений животных. Среди них есть два диких кабана, первый — у входа, другой — в глубине. У одного из них интересно передано движение: кроме четырёх ног художник пририсовал кабану ещё две, изображённые менее отчётливо. Другие части тела животного не удвоены — значит, первобытный художник изобразил восемь ног сознательно: он не исправлял рисунок, а пытался «записать» бег кабана. Любопытно, что точно так же передавали стремительность жизни некоторые живописцы XX столетия. Например, итальянский футурист Джакомо Балла в картине «Динамизм собаки на поводке» рисует не восемь ног, а гораздо больше. ТЕАТР ИЗОБРАЖЕНИЙ Создать «движущиеся картины» можно и самому, без сложной техники. Стоит лишь погасить в комнате верхний свет, оставив гореть настольную Один из первых кинотеатров на
Монмартре. 419 Домашний театр теней. лампу, сложить определённым образом руки — и на стене появятся чёрт, волк, щёлкающий челюстями, или ещё какая-нибудь столь же завлекательная фигура. В детских книгах и журналах печатают наборы иллюстраций, показывающих, как складывать руки, чтобы получались теневые силуэты. Театр теней существовал ещё в Древнем Египте. Однако более известен тот, что зародился в Китае, а затем попал в Европу. Потому-то подобные представления и называли «китайскими тенями». Силуэты «китайских теней» создавали с помощью специальных фигурок. Фигурки вырезали из буйволовой кожи; руки, ноги и голову прикрепляли к туловищу так, чтобы ими можно было двигать, отчего картины действительно получались движущимися. Части тела плоской фигурки перемещаются только в одной плоскости (вверх-вниз или вправо-влево), поэтому со временем такие фигурки стали заменять объёмными восковыми. Их помещали между источником света и экраном, который делали из промасленной бумаги, а в богатых театрах — из шёлка. Темы для спектаклей обычно черпали из старинных преданий. Иногда воспроизводили известные исторические события, и тогда на экране разыгрывалось то, что теперь называют документальным фильмом. Новый прилив интереса к теневым представлениям возник в начале 90-х гг. XIX в., когда изобретатели трудились над созданием аппарата, показывающего «движущиеся картины». Мода на «китайские тени» угасла к 10-м гг. XX столетия, когда кино уже прочно встало на ноги. Идея теневого спектакля возникла не случайно. В то время известный французский живописец Пьер Пюви де Шаванн (1824—1898) создал серию панно о жизни некой пророчицы, которые вызывали восхищение публики. Теневой спектакль иронизировал и над живописцем, и над этим восхищением. Прообразом кино считают театр изображений — представление, где играют не живые актёры, а показывают картинки. Один из самых ранних видов театра изображений — спектакль, распространённый в Раджастхане (штат на северо-западе Индии). Главной его принадлежностью являлась лента с рисунками (её длина достигала двенадцати метров, а ширина — полутора). Картинки рассказывали о подвигах героев легенд и преданий. Представления начинались после заката солнца; владелец ленты декламировал сказания, а его помощник освещал масляной лампой картинку, соответствующую эпизоду, о котором в данный момент шла речь. |