|
Бастер Китон в фильме «Шерлок
Младший». 461 Афиша фильма «Навигатор». «Нетерпимость»: влюблённый юноша в исполнении Бастера Китона сражается за благосклонность девушки в каменном веке, Древнем Риме и XX столетии. Экранный герой Китона не имел постоянного имени, но, подобно Чарли, рассказывал о человеческой участи в современном мире. Безымянный персонаж никогда не улыбался — его окрестили «человеком с каменным лицом» или, перефразируя название романа Виктора Гюго, «человеком, который не смеётся». Публику и критиков
завораживала неподвижность лица Китона: большинство комедийных актёров не
смеются, когда играют, — смеяться должна публика. Неизменяющееся, грустное
выражение лица имело у Китона своё особое обоснование. Наше время — век машин.
Писатели и кинематографисты нередко изображали человека рабом и жертвой машины
— как Чаплин в «Новых временах». Герой Китона часто оказывался перед
трудностями, которые, казалось бы, невозможно преодолеть. В «Навигаторе» ( В отличие от своего
персонажа актёр не справился с махиной Голливуда. В Бастер Китон в фильме «Генерал». 462 МЭРИ ПИКФОРД И ДУГЛАС ФЭРБЕНКС — ЯРЧАЙШИЕ ЗВЁЗДЫ НЕМОГО КИНО Историки заметили, что ранняя кинопродукция чётко делится по темам на три направления — комические фильмы; мелодрамы, герои которых страдают от любви, а публика, сочувствуя, вытирает слёзы, и авантюрные киноленты, где очередной храбрец играючи расправляется с невзгодами и врагами. Если Чаплин и Китон царили в комедии, то Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс будто разделили между собой две остальные сферы: «королева Мэри», как её называли, выступала «от имени» мелодрамы, а «король Дуг» воплощал собой «великое приключение». Будущую «королеву» открыл
для кино знаменитый американский кинорежиссёр Д.У. Гриффит. Существует мнение,
что в его фильмах Мэри Пикфорд (настоящие имя и фамилия Глэдис Мэри Смит,
1893—1979) сыграла свои лучшие роли — в основном невинных, добросердечных
девушек. Она обрела потрясающую популярность и стала любимицей Америки.
Трогательно-недоуменный взгляд, в котором читалось сожаление, что мир столь
несовершенен и несправедлив к таким девчушкам, безотказно действовал на
зрительскую чувствительность. Одна из картин Пикфорд называлась «Золушка» ( Пикфорд создавала не
столько правдоподобный, сколько желанный для публики образ. Так же действовал и
Дуглас Фэрбенкс (настоящие имя и фамилия Дуглас Элтон Томас Ульман, 1883—1939).
Его творческий путь делится на два этапа, граница между которыми — 1919 год,
когда вместе с Чаплиным, Гриффитом и Пикфорд он стал основателем фирмы «Юнайтед
артистс» и женился на «королеве Мэри». Герой раннего Фэрбенкса — это «мистер
янки», динамичный, напористый, добивающийся цели с неотразимой улыбкой. Словно
под влиянием своего героя актёр принялся философствовать — в Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс у
входа на киностудию. Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс в
фильме «Укрощение строптивой». 463 Дуглас Фэрбенкс (справа) в
фильме «Знак Зорро». и живи», в которой писал: «Я люблю смех. Он для меня эликсир жизни и физическая потребность. Он нужен для нервной системы. Человек, который смеётся, шагая по жизни, не должен опасаться будущего». Современный американец, герой смеющегося Фэрбенкса — полная противоположность герою Китона, человеку с неподвижным, грустным лицом. У Пикфорд есть фильм
«Маленькая американка» ( К концу 20-х гг. публика
начала уставать от юных барышень постаревшей «королевы» и от «международных»
героев «короля». Пикфорд и Фэрбенкс никогда не снимались в одном фильме, но,
чтобы подогреть интерес зрителей, выступили вместе в «Укрощении строптивой» ( Афиша фильма «С чёрного хода» ( 464 |