Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Во Франции были популярны эпинальские картинки. Значительная их часть выпускалась фабрикой, открытой в 1824 г. в городе Эпиналь, — отсюда название. Кроме религиозных и нравоучительных сюжетов (вроде лубочной истории блудного сына) эпинальские картинки представляли собой «выпуски хроники» (известна, например, серия сюжетов о Наполеоне, в которую входил «выпуск» о походе на Россию). Французские исследователи считают один из эпинальских рассказов — «Поливальщик» — прообразом фильма «Политый поливальщик», показанного на первом киносеансе братьев Люмьер. Сюжет кинематографического «Поливальщика» прост. Садовник поливает растения из шланга, мальчишка наступает на шланг, вода перестаёт течь. Обеспокоенный садовник заглядывает в шланг, шалун

Косморама.

Александрийский маяк.

Изображение для косморамы.

421

 

 

Праксиноскоп.

убирает ногу, струя воды ударяет садовнику в лицо. Он замечает мальчишку и, догнав, наказывает. В лубочном «Поливальщике» больше событий и действующих лиц: кроме садовника и мальчишки участвуют господин в цилиндре и жёлтом сюртуке, названный в подписях Профессором, женщина с тележкой, тоже облитая, и двое полицейских. Луи Люмьер утверждал в интервью, что не видел эти картинки, а замысел ленты подсказала ему проделка младшего брата, Эдуара.

«ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»

В театре изображений зритель рассматривал картинки непосредственно; в современном же кино необходим кинопроектор. У этого аппарата есть «прародитель» — камера-обскура» (в дословном переводе с латыни — «тёмная комната»), изобретённая за несколько столетий до кино. В 1470 г. великий итальянский художник Леонардо да Винчи писал: «...если портал какого-либо здания, площадь или пейзаж освещены солнцем и если на противоположной, не освещённой солнцем стороне поставить закрытое строение с небольшим отверстием, все освещённые солнцем предметы отбросят через отверстие на противоположную стену строения свои подлинные, но перевёрнутые образы». Отрывок из сочинения Леонардо считается первым упоминанием камеры-обскуры. Три четверти века спустя другой итальянец — Джанбаттиста делла Порта (1536—1616) начинает издавать труд «Естественная магия» в двадцати томах. В шестой главе семнадцатого тома, посвящённого «зажигающим» зеркалам, он описывает камеру-обскуру и впервые употребляет само понятие. Делла Порта предлагает знаменательное усовершенствование: в отверстии, через которое проходят лучи света, нужно поместить линзу — тогда «на белой стене мы увидим всё гораздо отчётливей, даже распознаем черты лиц у людей, проходящих перед окном».

Учёный монах-иезуит Атаназиус Кирхер в книге «Великое искусство света и тени» описывает ещё более совершенный прибор: «Свет лампы собирается вогнутым зеркалом и оттуда направляется на сложную линзу, которая укреплена на конце трубки, имеющей фут длины и помещённой напротив зеркала. Если вставить на пути световых лучей... какой-либо рисунок, выполненный на стекле, то на белой стене тёмного помещения появится перевёрнутый и увеличенный его образ». «Тёмная комната» делла Порты уменьшалась в размерах, туда помещались источник света и отражающее зеркало. Устройство Кирхер назвал «laterna magica», что в переводе с латинского означает «волшебный фонарь». Изобретение Кирхера — первый в истории человечества проекционный аппарат. Его прямыми «потомками» являются съёмочная камера и проектор. Если на противоположной отверстию стенке «фонаря» поместить светочувствительную плёнку, получится камера. И наоборот, если внутри окажется источник света, а перед ним будут прокручивать плёнку, аппарат начнёт функционировать как проектор. Однако «волшебному фонарю» пришлось пройти длинный путь, прежде чем стать съёмочной камерой и проектором.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz