Школа 
43 Нижний Новгород Химический опыт дома В 

лаборантской

Гостевая книга



Наш сайт является участником кольца патриотических ресурсов

Сайт создан
Екатериной Хорьковой

без какого-либо участия администрации школы.
По всем вопросам обращаться на tyapuhy@yandex.ru

Меры предосторожности

    Во-первых, НИКОГДА не начинайте делать опыт, не дочитав его описание до конца. Это может привести к УЖАСНЫМ последствиям.

    Во-вторых, дочитав описание до конца, не надо по своему усмотрению изменять пропорции, температуру проведения реакции, а также менять последовательность смешивания веществ.
    Например, растворение серной кислоты в воде. Это нужно делать очень аккуратно, добавляя КИСЛОТУ в ВОДУ и ни в коем случае не наоборот! Почему? отвечу цитатой из книги "Опыты без взрывов" (Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. второе, переработанное. - М.: Химия, 1986, с.7):

  Но, казалось бы, какая разница, что к чему добавлять? У всех химических правил есть глубокий смысл. В чем же причина именно такого порядка смешивания серной кислоты с водою?
  При таком смешивании выделяется много тепла. Кислота гораздо тяжелее воды, и когда ее вливают понемногу в сосуд с водой, кислота сразу опускается и граница, где выделяется тепло, оказывается глубоко под водой. Смесь нагревается постепенно и равномерно, словно на горящей плите. А если лить легкую воду в тяжелую кислоту, то вода растечется тонким слоем по поверхности, сразу же нагреется и превратится в пар - будто воду вылили на раскаленную сковородку. Пар захватит брызги кислоты, они могут попасть на одежду и на кожу, вызвать ожоги, повредить глаза. Вот такие могут быть последствия от несоблюдения простого химического правила.

    В-третьих, ни в коем случае не проводить опыты в посуде, в которой Вы намерены хранить пищевые продукты.

    В-четвертых, хранить все реактивы о отдельной посуде подальше от еды и кухни.

    В-пятых, Все опыты следует проводить в медицинских перчатках (а лучше и в защитных очках), не наклоняться над реактивами, не нюхать в плотную. Берегите глаза!

    В-шестых, Все опыты следует проводить в медицинских перчатках, не наклоняться над реактивами, не нюхать в плотную. Берегите глаза!

Общие рекомендации

    Обязательно на все свои склянки, банки, пробирки с веществами приклеить этикетки с названием содержимого. Никогда не надо оставлять это "на потом" и надеяться на свою память.
Как сделать этикетки? Можно толстым скотчем заклеить бумажку с названием, а можно приклеить эту бумажку расплавленным парафином.

    Не стоит оставлять на потом и мытье использованной посуды (напоминаю, не в коем случае не использовать посуду, которую Вы хотите использовать для пищевых продуктов). Почему? Потому что потом Вы ее не отмоете или отмоете, потратив огромное количество времени и сил.

    Что использовать для хранения веществ и проведения реакций? Баночки и скляночки из-под лекарств (например, маленькую баночку из-под "Нафтизина" можно исользовать в качестве пробирки - прозрачная и схожей формы). У нас в Нижнем Новгороде есть завод "Химреактив" на ул. Кузбасской, там за наличные деньги можно купить настоящие пробирки, колбы и огромное количество другой химической посуды отечественного и импортного производства (сайт Химреактива поищите на Яндексе)

И наконец...

Самодельный индикатор
    Идея изготовления самодельного индикатора взята мной года 4 назад из указанной выше книги "Опыты без взрывов".
    Вообще индикатор - вещество, которое меняет свой цвет в зависимости от среды (фенолфталеин "малиновеет" в щелочной среде). Самодельный индикатор - индикатор, сделанный своими руками из природных материалов. Путем проб и ошибок я нашла, что лепестки пиона (красные и белые июньские цветочки) - индикатор не хуже метилового оранжевого, плох только условиями хранения.
    КАК изменяет цвет? В нейтральной среде - коричневый. В щелочной среде (раствор питьевой или кальцинированной соды) - мутно-зеленый, в кислой - красивого красного цвета.
    КАК приготовить? Лепестки пиона (я брала красные) нужно в течение нескольких минут отварить в воде на плите в консервной банке без обертки до изменения цвета воды до указанного выше. Охладить получившийся раствор, освободить его от лепестков. ОХЛАЖДЕННЫЙ отвар - это индикатор!
    КАК хранить? Хранить нужно в холодильнике, а то сразу испортится. В холодильнике тоже испортится, но не сразу. Поэтому чтобы иметь индикатор круглый год (для демонстрации одноклассникам, родителям, братикам и сестричкам), нужно засушить лепестки, а потом использовать по мере необходимости.
Взаимодействие сульфата меди (II) с железом
    Для опыта понадобится сульфат меди (II) и железо. А проще - медный купорос (продается в хоз. магазинах) и железный гвоздь (шуруп, болт). В раствор медного купороса на медной проволоке опускаете привязанный гвоздь (шуруп, болт). И ждете... Через 5 минут уже видно изменение цвета раствора купороса. Подробное описание реакции и фотографии здесь
Приготовление раствора гидроксида меди и железа (II)
    Для приготовления этих растворов нужно в растворы медного и железного купоросов соответственно добавить раствор щелочи (гидроксида натрия или калия). В качестве щелочи можно использовать жидкое средство для очищения труб "Крот". В обоих случаях выпадают осадки гидроксида меди и железа (II).
Опыты с таблетками
    Для проведения этих опытов таблетки необходимо растворить в воде, а лучше и профильтровать растворы. Фильтровать можно через вату, туалетную бумагу, промокашку, а лучше через специальную фильтровальную бумагу, которая продается в соответсвующих магазинах.
    1. левомецитин + свежеприготовленный гидрокcид меди (II) = сине-фиолетовое окрашивание раствора
    2. 1 мл зеленки + столько же 4%-го раствора соляной кислоты = оранжевое окрашивание
    3. 1 мл парацетамола + 3-4 капли хлорида железа (III) = синее окрашивание
Реакции ионного обмена
    1. Если к раствору поваренной соли добавить раствор нитрата серебра (ляпис, продающийся в аптеке), образуется осадок хлорида серебра. Это качественная реакция на ионы серебра и хлорид-ионы.
    2. Если к раствору пищевой соды (или мела) добавить столовый уксус (раствор уксусной кислоты), то выделяется углекислый газ.
    3. Если к раствору медного купороса добавить раствор аммиака (нашатырный спирт, продается в аптеке), то будет тоже очень красиво.

Живая химия

Горение фосфора

Получение кислорода

Фотоальбом школы

8а в начале 2004 года в 

кабинете физики

День лицеиста

День лицеиста 19 октября 

2000 года

10-11a, выпуск 2004

10а - празднование 8 марта 

2003 года

 
Хостинг от uCoz