Гостевая книга
Сайт является участником кольца патриотических ресурсов
Сайт создан Екатериной Хорьковой без какого-либо участия
администрации школы. По всем вопросам обращаться на tyapuhy@yandex.ru
ICQ 342-776-902
|
Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950 гг.) принадлежит к русским писателям, которые глубоко прониклись духом православия и достоверно отразили его в своих произведениях. Он был из числа тех русских эмигрантов, которые, будучи оторванными от горячо любимой России, в тяжелых раздумьях о разлуке с родиной постигали все величие ее духовности. Однако процесс воцерковления, поиска духовных основ жизни и творчества у И.С. Шмелева был сложнее, чем у других писателей той поры.
И.С. Шмелев родился и вырос в Москве в Замоскоречье, в семье подрядчика по строительным работам. В доме сохранялись традиции православного благочестия и патриархального уклада жизни: жили по церковному календарю, с постами, разговинами, встречами икон и молебнами на дому. В 1898 году И. Шмелев, закончив юридический факультет Московского университета, начал простую чиновничью службу. В качестве фабричного инспектора ему приходилось жить и трудиться в разных губерниях центральной России. В 1907 году он вышел в отставку и вернулся в Москву.
У И. Шмелева была непростая жизнь, но прошла будто бы под незримым покровительством праведника. В то время в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры подвизался иеромонах отец Варнава. По своей прозорливости и благодатному влиянию на православных мирян он был схож с знаменитыми оптинскими старцами. Многие современники отмечали духовную близость о. Варнавы с святым Серафимом Саровским. За благословением и советом к старцу стекалось много людей со всей России. В их числе был и И. Шмелев.
Примерно в 1895 году, получив предварительно в Троице-Сергиевой лавре благословение преподобного Варнавы, будущий писатель совершает поездку на Валаам. В жизни И. Шмелева эта встреча с северной монашеской обителью была единственной. Она же оказалась для него судьбоностной.
В 1897 году, вскоре после этого паломничества, вышла первая книга Ивана Шмелева, называвшаяся "На скалах Валаама". Начало литературной деятельности писатель связывал имеенно с этой книгой, хотя стремление к творчеству появилось у него еще при обучении в московской гимназии, и в 1895 году был опубликован его рассказ "У мельницы". Свою первую книгу писатель оценивал впоследствии как незрелую. По его словам, смысл монашеского молитвенного подвига был им еще по-настоящему не понят.
Рассказ И. Шмелева первого деятилетия 20-го века посвящены многоликой, многоцветной, народной России. Он увлекается идеями дарвинизма и социализма, надолго отходит от Церкви. Обе революции писатель вначале встретил восторженно. Но, увидев их истинное лицо, он вскоре испытал большое духовное потрясение. Многие важные вопросы остались без ответа, многое причинило писателю неизгладимую боль. В 1918 году он уезжает с семьей на жительство в Крым, где в 1920-1921 гг., при отступлении белогвардейцев, становится очевидцем страданий и гибели тысяч неповинных людей. Здесь И. Шмелев потерял сына - офицера царское армии. Впоследствии писатель посвятит пережитому несколько произведений, некоторые из них принесут ему широкую европейскую известность.
Росскийская и личная трагедии вынудили И. Шмелева покинуть пределы родины. В 1922 году он уезжает в Берлин, а с 1923 года живет в Париже. Писатель хорошо владел немецким и французскими языками. Отсутствие языкового барьера дало ему возможность непрерывать за границей литературного творчества. Эмиграционный период писательской деятельности для него с самого начала был чрезвычайно наполнен работой. И. Шмелев много публикуется - только при жизни за рубежом было издано около двадцати его книг на русском языке. В СССР же они все были запрещены цензурой.
Произведения И. Шмелева, относящиеся к этому периоду, пронизаны резким осуждением народнической идеологии, которая ввергла Россию в величайшие испытания, привела к осквернению Церкви, к бездуховности. Писателя-эмигранта переполняет любовь к ушедшей родине, к России православной.
Новым этапом духовного пути И. Шмелева стала книга "Лето Господне". В ней он как бы всматривается в свое детство, анализирует мироощущения православного мальчика, доверчиво принявшего в душу Господа. В переживаниях своих героев, среди которых есть и грешники и праведники, автор рассказывает психологию и духовную жизнь православного человека. В книге великолепно показаны смысл и красота православных праздников, обрядов и обычаев. Это делает ее своеобразной энциклопедией русского православия того времени. Прикосновение к миру русской святости происходит и в другой книге И.С. Шмелева - "Богомолье". Описвая паломничества в Троице-Сергиеву лавру, писатель рисует здесь широкую панораму жизни различных сословий православной России.
В 1933 году Ивана Сергеевича в Париже навестил о. Савва (Струве). Он служил молебен перед иконой Божией Матери и передал И. Шмелеву частицу мощей святого Пантелеимона Целителя. Вскоре вслед за этим о. Савва отслужил пасхальную всенощную, исповедовал и причастил писателя. И.С. Шмелев отмечал позже, что испытал от этих встреч с о. Саввой настоящую духовную радость, легкость и мир, ощутил близость к Богу. Несомненно, что большое влияние на Ивана Сергеевича оказало также общение с иеромонахом о. Мефодием (Кульманом), ставшем впоследствии епископом, с архиепископом Серафимом (Ивановым), с митрополитом Анастасием (Грибановским).
Произведения этого периода творчества свидетельствуют о духовном росте писателя. Он заново осмысливает русские святыни. В 1936 году выходит рассказ Ивана Шмелева "У старца Варнавы". В 1937 году писатель перерабатывает свое юношеское произведение о Валааме и издает его под новым названием - "Старый Валаам". Появляется рассказ "Милость преподобного Серафима", также "Рождество в Москве" и много других.
Последние работы Ивана Шмелева открывают читателю мир русского православного монастыя. Преодолевая многие связанные с монашеской жизнью предрассудки, писатель показывает, что в монашестве жизнь человека освещается особым цветом.
В основу многих своих зрелых произведений И. Шмелев положил психологию человеческой души. Вслед за многими русскими писателями, такими, например, как Ф.М. Достоевский, И. Шмелев глубоко проникает в духовную и философскую сущность человеческого бытия, стремясь таким образом итолковать жизнь во всех ее проявлениях. Читателям, знакомым с традициями житийной литературы, будет понятен стиль зрелых произведений И. Шмелева. Этот стиль характеризует все мировоззрения писателя, в основе которого - твердя убежденность, что Господь не только Творец и Искупитель, но и Промыслитель; что все в человеческой жизни не случайно, а направлено Богом ко спасению; что жизнь человека - это постоянная борьба за душу, за спасение ее. На этом трудном пути Господь дает знамения и явления, чтобы поддержать грешного человека, наделенного свободой воли избрать себе добро - жизнь в законе Господнем - или зло - беззаконную жизнь. Господь никогда не оставляет человека без помощи. И когда кажется, что уже нет выхода, когда разум заходит в тупик, Господь спасает. Чтобы понять и почувствовать это, надо всматриваться и вдумываться в жизнь. Помнить, что нет в ней случайного, мелкого, неважного, но все необходимо и целесообразно. При таком отношении к жизни открывается ее смысл, человек перестает быть беспомощным и ненужным в круговороте событий.
Последние годы жизни И.С. Шмелев провел в Ново-Почаевском монастыре на Карпатых. Сюда он приехал после смерти своей жены Ольги Александровны по приглашению иноков-печатников. Большой светлый талант Ивана Шмелева угас летом 1950 года. Писатель одиноко умер в небольшом русском женском монастыре, в местечке Бюсси-ан-Отт, недалеко от Парижа. Сюда русские монахини принимали на пансион небольшое количество своих православных соотечественников. Как вспоминали очевидцы, в Бюсси-ан-Отт И. Шмелев находился в приподнятом настроении, радовался звону колоколов и церковному пению.
От своих земляков русский писатель при жизни так и не получил признания, хотя отдал России все для него самое близкое и дорогое.
|
Фотоальбом школы
Добавь свою фотографию
на
karerina.ucoz.ru
Ученики школы
Живая химия
Валеология
Пластиковые карты
|