Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ) — один из лучших вузов страны. Открытый 1 сентября 1932 года как горно-металлургический институт по подготовке специалистов для Магнитки, он стал 15 лет назад университетом по праву. И не только потому, что его выпускники добывали себе честь, а вузу славу в различных уголках великой Советской страны, но и по умению решать масштабные государственные проблемы.
ДА, МГТУ в основном работал и работает на Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). Достаточно сказать, что все его руководители — выпускники этого вуза. Многие стали и его преподавателями. Вполне обычное дело, когда, например, главный энергетик комбината, доктор технических наук ведет двух аспирантов. И не случайно вуз носит имя легендарного директора ММК Григория Ивановича Носова.
Но новое время, называемое то “перестройкой”, то “эпохой реформ”, особо чувствительно бьет по образованию. Сложно жить и МГТУ. Его преподавательский состав борется за сохранение высшего профессионального образования по советской системе, дававшей, например, лучшее инженерное образование.
— Хочу надеяться, что всё это ускоренное (по-моему, навязанное) реформирование высшей школы — не диверсия,— с горечью посетовал в личной беседе проректор по науке, профессор, доктор технических наук Геннадий Семёнович Гун.— Но то, что оно сломает хорошо отлаженную систему подготовки кадров,— несомненно. Ну не странно ли, что министр образования и науки не нашел дела важнее, чем громить Академию наук?! И нам в соответствии с Болонскими соглашениями, чтобы “коррелироваться с Европой”, предлагают в течение четырех лет готовить “бакалавров по направлению”. А что это такое? Да в нашем вузе одиннадцать металлургических специальностей! Профессиям учат на специализированных кафедрах. По новой же концепции должна остаться одна кафедра, на которой каждое направление будет представлять один преподаватель. А если, скажем, заболеет преподаватель, что, прокатчика будет готовить коксохимик?! Какую подготовку получат студенты?
Возмущение преподавателей не осталось “на кухне”. Кстати, оказалось, что в общественно-политическом центре, который приютился в здании МГТУ, обитает горком КПРФ. Первой дверь сюда открыла одна из беспокойных преподавательниц, и вскоре серьезное, обоснованное письмо ректор МГТУ Борис Александрович Никифоров отправил в Государственную думу, чтобы пробить “осадное положение, в котором живут российское образование и высшая школа в частности”. Умные, тревожные мысли, оценки. Казалось, настал-таки момент истины. Увы! Барабанный бой о нацпроектах, кажется, заглушает в России всё здравомыслящее.
А что Госдума? Когда в ней председателем Комитета по образованию и науке был Иван Иванович Мельников, вузы чувствовали себя более защищенными, получали поддержку. Ныне и в Госдуме, и в комитете другие люди, теперь “единороссы” решают всё. Беда, что не на пользу делу, не на укрепление Отечества.
Вот и на парламентских слушаниях 3 июля, где обсуждался вопрос о ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта “Образование”, представители Магнитогорска — первый проректор МГТУ Валерий Колокольцев и начальник отдела руководящих кадров ММК Александр Зеркин — ответов на свои больные вопросы не получили. Оба вернулись разочарованными, о чем оповестили земляков: “Слушания проводились для “галочки”, ускоренная реформа образования будет проводиться так, как угодно правитель-ству. А значит, гудбай, российский инженер!”
Сразу по их возвращении из столицы ректор МГТУ Борис Никифоров через местные СМИ выступил с обращением, в котором звучали тревога за судьбу образования и крик о помощи родному вузу. Вот строки из этого документа:
“Уважаемые земляки! Невозможно логически объяснить, почему все страны повышают планку образованности населения, а мы понижаем. Как наши выпускники будут работать со сверхсовременной техникой? Предлагаемые реформы не только не нужны, они чрезвычайно вредны.
Кто, как не сами работники образования, знает свои проблемы и те реформы, которые действительно необходимы? Поэтому начинать надо со школ... Без хорошей базовой подготовки сложно учиться в высшей школе и подготовить специалиста, который был бы нужен производству... В школах не хватает учителей, и у нас средний возраст преподавателей большинства выпускающих кафедр — 57—60 лет. Молодежь не идет работать ни в науку, ни в образование. Причины очевидны — отсутствие жилья, низкая заработная плата. И если для средней школы правительство еще пытается что-то делать, по крайней мере, обещает существенно улучшить положение, то по высшей школе позиция у него совершенно другая. Все реформы здесь преследуют одну цель — сокращение бюджетного финансирования вузов...
Что касается жилья, то перспективы в этом направлении у вуза слабые, нам очень сложно умную, талантливую молодежь, способную работать в вузе, оставить у себя. Дело осложняется еще и тем, что в связи с выходом Жилищного кодекса город забрал для приватизации три муниципальных общежития, которые передавал нам комбинат. Проблему молодых кадров мы не решим без строительства семейного общежития улучшенной планировки. Нет средств. Поэтому... окажите помощь в строительстве общежития!”
И далее — реквизиты фонда поддержки. Безусловно, ректор, коллектив возглавляемого им вуза отважились протянуть руку за помощью от безысходности, но этим обращением они показали своим подопечным, что верить нынешним властям нельзя. Хочется надеяться, что патриоты откликнутся на просьбу, поддержат, помогут. Но как можно работать на государство, которому ты не нужен? Власть еще раз открыла личико...
Валентина НИКИФОРОВА.
г. Магнитогорск.
"Правда", № 92, 25-28.08.2006.
----------------------------
http://www.za-nauku.ru/index.php?mode=text&id=770