|
Лекция
7. Графический интерфейс пользователя
До
середины девяностых существовали отдельно компьютерная
графика и отдельно -- настольные игры в компьютерную
графику. Помнящие историю отечественной школьной информатизации
читатели, возможно, сталкивались с чудом техники под названием
"цифровой дисплей растровый" (ЦДР), которое удавалось
подключить к первому отечественному персональному компьютеру
ДВК, чтобы отображать на экране телевизора несколько тысяч пикселов
в четырех цветах. В то время в Лабораториях Компьютерной Графики
некоторых вузов можно было встретить Графические Рабочие Станции
с векторными устройствами и X-терминалами, и даже плоттерами.
Закон
Мура тем временем делал свое (в данном случае,
не черное, а многоцветное) дело, и к середине девяностых на компьютере
с процессором Intel 486 уже запускалась та самая система, которую
пятью годами раньше наблюдать можно было лишь на X-терминалах и
графических станциях, стоивших каких-то немыслимых (что по тем временам,
что сегодня) денег.
Игры
в самодельную графику, конечно, продолжаются и
сегодня, но в целом мир воссоединился, и особой нужды в таких играх давно
нет. Хотя -- такова диалектика массовых рынков -- именно
эти игры (включая игры в буквальном смысле) породили спрос на дешевые
устройства (прежде всего, графические акселераторы), которые и
делают настоящую компьютерную графику доступной пользователю массовой
x86- и PowerPC-техники, даже устаревшие "персоналки" --
сопоставимыми с X-терминалами, а более новые и мощные -- соперниками
и с профессиональных графических рабочих станций начального
и среднего уровня.
7.1
X Window System и Xfree86
X
Window System -- один из самых больших и успешных
проектов в истории компьютерной техники -- восходит к претендующих
на универсальность -- проектов Athena (Массачуссетский
технологический институт) и W Windowing (Стэнфордский
университет) -- решили объединить свои усилия. С тех
пор практически каждая компания, серьезно занимающаяся графикой, посчитала
своим долгом внести какие-либо разработки в систему, формальным
"хозяином" которой в созданный
X Consortium (ныне X Open Group, www.X.org).
С
тех пор X прошел через одиннадцать основных релизов
и множество версий.
Дальнейшее
изложение ориентировано на свободную реализацию
X, которая называется XFree86, поддерживается одноименным партнерством
(www.xfree86.org) и воплощает на сегодня версию 4.2 текущего
релиза. XFree86 -- самая популярная реализация X, она поставляется
в составе подавляющего большинства открытых систем (как свободных,
так и несвободных) для x86-совместимых компьютеров, поддерживает
беспрецедентно широкий спектр оборудования и, благодаря доступности
исходных текстов и пользовательской аудитории в десятки миллионов
человек, достаточно "вылизана", по крайней мере,
насколько это возможно для такого разнообразия "железа". |