|
Собор
в Шартре. XII—XIV вв. Франция. 249 Христос
как Судия мира. Скульптура и соборе Шартра. XII—XIV
вв. Франция, Персонажи
Ветхого навета. Скульптура в соборе Шартра. XII—XIV
вв. Франция. Богоматерь
с Младенцем. Витраж собора в
Шартре. XII—XIV в. Франция. Царь Давид. Витраж собора в Шартре. XII—XIV
в. Франция. 250 Собор
в Реймсе. Западный фасад. 1211—1330 гг. Франция. Собор
в Амьене. Западный фасад. 1220—1236 гг. Франция. Собор
в Реймсе. Интерьер. 1211—1330 гг. Франция. вздымаются
выше и выше; над ними идут колокольни, далее колокольни ещё и ещё, и их
острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых
дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом
изящного орнамента... То высшее проявление готики, до которого дошла средневековая
архитектура, может бесспорно быть названо парадоксальным. Это не здания, это
какие-то ювелирные работы, трактованные в колоссальном размере». На XIV—XV вв. приходится завершающий этап средневекового искусства
во Франции. Этот период получил наименование поздней, или «пламенеющей»,
готики: линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко 251 Дом Жака Кёра. Фрагмент фасада. 1443—1453 гг. Бурж. Франция. В
готическом стиле возводились не только церковные, но и светские здания:
городские общественные сооружения — ратуши, торговые ряды и даже частные дома. Монастырь Мон Сен-Мишель. Мон
Сен-Мишель — один из немногих средневековых монастырей, построенных в
готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Франции.
Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время прилива
скалу со всех сторон окружало море. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНГЛИИ Готическое
искусство Англии было в основном связано с монастырями, так как города здесь
играли значительно меньшую роль, чем в остальных странах Западной Европы. Английский
готический собор отличался обилием украшений как снаружи, так и внутри здания.
Его длинную центральную часть обычно венчала высокая башня. На фасаде башни,
как правило, не возводились. Яркими
примерами английской готической архитектуры являются собор в Кентербери (XII—XV вв.) — главный храм английского
королевства; собор Вестминстерского аббатства (XIII—XV вв.) в Лондоне, где традиционно проходили
церемонии коронации и погребения английских королей; собор в Солсбери
(1220—1266 гг.). Готические
росписи и скульптура в Англии практически не сохранились — многое было
уничтожено в период Реформации, когда верующие яростно боролись против
Католической Церкви. Собор в Солсбери. 1220—1258 гг. Англия. 252 использовались
криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент. В то время почти не
строили крупных соборов — заканчивали уже начатые здания. ГЕРМАНИЯ В XII—XIV вв. Германия, в которой за власть боролись
между собой император, князья и высшее духовенство, оставалась раздробленной
страной. В этих условиях важное значение приобрели города. Соборы и ратуши
здесь стали центрами готического искусства. |