|
542 не более
ранних изображений святых, красиво дополняют яркие пятна одеяний: платье
Богоматери сдержанно-красного цвета, Святой Иосиф (муж Богоматери) — в тёмно-синих
одеждах. Мария сидит на фоне ниши, в которую помещена фляга с вином (символ
евхаристии), а фигурка Младенца Христа осенена большой аркой, под которой
стоит Святой Иосиф. Этот приём придаёт образу Младенца особую значимость:
Его маленькой фигурке художник отвёл большее архитектурное обрамление, чем
фигуре Богоматери. Мартин
Шонгауэр известен не только как замечательный живописец, но и как гравёр,
отдававший предпочтение технике гравюры на меди. До наших дней дошло сто
пятнадцать гравюр, которые мастер исполнил главным образом в последние годы
своей жизни. Мартин
Шонгауэр. Мадонна
в беседке из роз. Мартин
Шонгауэр. Рождество.
Около *Евхаристия
— церковное таинство причащения хлебом и вином, «Плотью и Кровью» Христовой, 543 Стефан Лохнер. Мадонна в беседке из роз. Музей Вальраф-Рихардс, Кёльн. Михаэль Пахер. Воскрешение Лазаря. Фрагмент алтаря Святого Вольфганга. 1471—1479 гг. Монастырь Мондзее. Сте'фан
Ло'хнер (между 1400 и 1410—1451) родился в Меербурге (Швабия). В Это один
из вариантов распространённого в Германии типа изображений Девы Марии, который
навеян поэтическим сравнением: «Мария — запретный сад» (запретный сад в
Средневековье символизировал девственность). Золото фона, затейливый орнамент
из трав, услужливая ловкость маленьких ангелов — словно драгоценный оклад,
обрамляющий хрупкую фигуру Марии, погружённой в свои думы. Современником
Мартина Шонгауэра был живописец и скульптор Михаэ'ль П'ахер (между 1430 и
1435—1498) из тирольского городка Брунико на границе с Италией. В своём родном
городе Пахер возглавлял мастерскую, в которой ремесленники разных
специальностей выполняли заказы окрестных монастырей. В живописи
алтаря Святого Вольфганга мастер сократил число традиционных персонажей:
например, в картине «Рождество» он изобразил только ясли с Младенцем и
коленопреклонённую Богоматерь. Чёткое построение пространства и взгляд на
персонажей как бы снизу, придающий фигурам алтаря особую монументальность,
роднят произведение тирольского живописца с работами итальянских мастеров XV столетия. АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471—1528) Самым ярким
представителем искусства Германии эпохи Возрождения был Альбрехт Дюрер,
родившийся в семье нюрнбергского золотых дел мастера, переселенца из Венгрии.
Будущий художник обучался отцовскому ремеслу, пока врождённая склонность к
живописи не заставила его изменить семейной традиции. В |