Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мрамор­ными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687—691 гг. Иерусалим. Израиль.

Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687—691 гг. Иерусалим. Израиль.

573

 

 

 

Мечеть Омейядов. 705—715 гг. Дамаск. Сирия.

574

 

 

протянулись массивные балки, ко­торые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чекан­кой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламу­тровых, пурпурных и золотых то­нов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.

В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строи­лись на участках, купленных у хри­стиан. В новых сооружениях ис­пользовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных па­мятников эпохи — Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705—715 гг.), в которую вошли остатки римско­го святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внут­ри была украшена цветным узорча­тым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантасти­ческого города-сада.

Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов — мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произ­ведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» — показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средне­вековья. Сюжетные линии, связыва­ющие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё боль­шее значение приобретала декора­тивность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмер­ным, объёмная трактовка фигур их силуэтной или контурной про­рисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официаль­ным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

Халифы династии Аббасидов (750— 1258 гг.) переместили центр Хали­фата в Ирак. Стремление этих пра­вителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплоти­лась в архитектуре повой столи­цы — Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Перво­начально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполага­лось, что в нём будут жить предста­вители всех социальных и этничес­ких групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на зем­ле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его за­кладки. Мадинат ас-Салам — круг­лый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми купо­лами над городскими воротами, об­ращенными на четыре стороны све­та, с дворцом халифа в центре жилой застройки — в сущности был моделью Вселенной, посереди­не которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. — Прим. ред.)». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копь­ём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелё­ный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, симво­лизируя всевластие халифа, которо­го в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz