Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Амфора с росписью геометрического стиля. VIII в. до н. э.

Национальный музей, Афины.

106

 

 

 

фигурная сцена, исполненная очень схематично. Это оплакивание лежа­щего на ложе человека. Оплакива­ние — один из важнейших ритуалов, исполнявшихся после смерти че­ловека, чтобы снова вернуть его к жизни. Идея «вечного возвращения», свойственная древности вообще, на­шла здесь особое признание. Она выразилась в двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание или траурный выезд к некрополю. Появление фигурных композиций в сложной системе гео­метрических сосудов — среди них наиболее популярны амфоры и кра­теры — было признаком нового стиля. На геометрический сосуд воз­лагалась универсальная духовная нагрузка. Он был одновременно и архитектурным созданием, и произ­ведением пластики.

В VIII в. до н. э. в Греции ещё не было ни развитых архитектурных стилей, ни монументальной скульп­туры, ни картин. Поэтому язык па­мятников был знаковым, родствен­ным идеографическому письму, использующему условные письмен­ные знаки, фигуры. Отдельные зна­ки символизировали определённые «космические» состояния: лежащая фигура — смерть, стоящая — жизнь, со склонённой вниз головой — го­товность к жертвоприношению. Силуэты знаков-фигур не нарушали поверхности памятника, органично взаимосуществуя с фоном. Главное в геометрических сосудах — их не­обычайная устойчивость (статуарность), т. с. чувство внутренней ве­сомости, подчёркнутой опоры, то, что называют тектоникой.

Именно это качество стало неотъ­емлемым свойством архитектуры, которая зародилась в VIII в. до н. э., но начала бурно развиваться лишь в эпоху архаики (VIIVI вв. до н. э.).

АРХАИКА

Типы архитектурных сооружений в то время представлены преимущест­венно храмами. Все они являются

Колонны дорического (1), ионического (2) и коринфского (3) ордеров.

архитектурным наследием II тысяче­летия до н. э. Сооружения того вре­мени повторяли идею критского ме'гарона — прямоугольного зда­ния с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или сто­яли у стен. Геометрика приучила древних художников мыслить стро­го логически. Архаика продвину­лась ещё дальше, создав единый архитектурный язык — ордерную систему.

Самой древней разновидностью ордера является дорический. Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям Пелопоннеса; другой ос­новной  ветвью были ионийцы,

107

 

 

 

 

которые населяли Центральные Бал­каны, в том числе Афины, а затем пе­реселились на Малоазийское побе­режье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с мужест­венным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнежен­ным. Так и в ордере: дорические по­стройки были низкие, тяжеловес­ные и приземистые, ионические -лёгкие, стройные и изящные. Одна­ко ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дориче­ский использовался очень широко уже в VII—VI вв. до н. э. До сих пор уцелели фундаменты и семь стоящих колонн храма Аполлона в Коринфе. Они свидетельствуют о том, что в до­рическом ордере колонны ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в цент­ре — энтазис (чтобы подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую при-


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz