Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Тема искоренения произвола, неуправляемости и воцарения здра­вомыслия проходит сквозь все па­мятники той эпохи. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зев­са в Олимпии — важнейшее обще­эллинское святилище, где раз в че­тыре года справлялись всемирно известные Олимпийские игры. Оба фронтона в храме, выстроенном архитектором Либоном из известня­ка, имели мраморные скульптурные

*Чаще Кербера (Цербера) изображали с тремя голова­ми и змеиным хвостом.

**Геракл — мифологиче­ский герой, сын бога Зевса и смертной женщины Алкме­ны. Совершил двенадцать великих подвигов.

114

 

 

 

группы (ныне хранятся в музее Олимпии). Композиция на западном фронтоне здания представляла страстную, патетическую сцену: кен­тавры нападали на женщин и маль­чиков во время брачного пира царя Пирифоя. Динамичные и напряжён­ные фигуры словно сливаются в группы, которые постепенно пони­жаются к углам, и вместе с тем дей­ствие становится всё более напря­жённым. Всё изображение оказалось связанным и по форме, и по сюже­ту. Оно исполнено духовной силы: стоящий в центре бог Аполлон под­нимает правую руку, предвещая по­беду людям.

На другом, восточном, фронтоне представлена статическая компози­ция, на которой Эномай и Пело'пс готовятся к состязаниям. Миф о первом беге колесниц был положен в основу Олимпийских игр. Пелопс некогда прибыл из Малой Азии про­сить в жёны Гипподамию — дочь Эномая. Тот, предчувствуя смерть от руки жениха, всё же вызвал его, как и прежних претендентов, на состя­зания. Пелопс хитростью погубил старого царя, подговорив на преда­тельство возничего.

Спокойствие героев иллюзорно, они все напряжены в ожидании ис­хода. Эномай подбоченился, Пелопс как победитель одет в золотой панцирь. Женщины стоят рядом с ни­ми, а далее — загадочные статуи жрецов, мальчиков и возлежащие мужские фигуры, символизирую­щие реки Алфей и Кладей, в долине которых проходили состязания.

Образы строгого стиля действи­тельно строгие. Статуя возничего из Дельф глубоко отражает идеалы эпо­хи. Она была посвящена Аполлону одним из правителей Южной Ита­лии. Фигура до половины закрыта колесницей, но все видимые детали отработаны с величайшей тщатель­ностью: и пальцы ног, и вздувшиеся вены, и каннелюры — вертикальные желобки, покрывающие одеяния. Один исследователь удачно сказал, что фигуры строгого стиля стоят по­добно трубам органа. Выражение их так же сурово. Обращает на себя внимание новый тип лица с гладкой, низко закрывающей лоб причёс­кой, правильными чертами и силь­ным, тяжёлым подбородком.

Приам просит отдать ему тело Гектора. Краснофигурный скифос. V в. до н. э.

Битва лапифов с кентаврами. Скульптуры западного фронтона храма Зевса в Олимпии. V в. до н. э.

*Лапифы — воинственное фессалийское племя, побе­дившее кентавров. Названо по имени родоначальника Лапифа.

115

 

 

Святилище Зевса в Олимпии. V в. до н. э.

 

 

 

 

ВОТИВЫ

Все святилища, в том числе и дельфийское, были настоящими музеями под открытым небом. Эллинские города, выборные пра­вители Дельфийского союза, куда входили сильнейшие из них (Афины, Спарта, Аргос, Фокида и т. д.), и отдельные граждане пре­подносили им самые ценные дары — обычно по обету. Их назы­вают воти'вами (от лат. votivus — «посвященный богам»); памят­ники посвящались богу, если были обещаны ему в особой ситуации. Подобные вотивные предметы ставили вдоль священ­ной дороги и, очевидно, во всех доступных местах, поскольку древнегреческий писатель II в. н. э. Павсаний в своём произведе­нии «Описание Эллады» упоминал о семидесяти тысячах памят­ников, увезённых из Дельф одним только римским императором Нероном.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz