Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В эпоху Николая I классицизм, основанный на античных традициях, перестал удовлетворять эстетическим запросам и государственной идеоло­гии. В поисках национальной самобытности развивались отечественная археология, история, изучались памятники средневековой архитектуры и изобразительного искусства. Некоторые архитекторы пытались осваивать мотивы древнерусского зодчества.

АНДРЕЯН ЗАХАРОВ

(1761 — 1811)

Андреян Дмитриевич Захаров ро­дился в Санкт-Петербурге в семье мелкого чиновника. В 1782 г. он закончил Академию художеств с большой золотой медалью и был направлен в заграничную поездку. По возвращении в Петербург Захаров начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 г. по­лучил звание академика. Вершиной в творчестве Захарова стало здание Адмиралтейства в Петербурге, пере­строенное им в 1806—1823 гг.

*Б России, которая только в XVIII в. стала приобщаться к европейским традициям, неоклассицизм чаще называ­ют классицизмом.

265

 

 

 

Андреян Захаров.

Адмиралтейство. 1806—1823 гг. Санкт-Петербург.

Феодосий Щедрин.

Нимфы, несущие небесную сферу. 1812—1813 гг. Адмиралтейство, Санкт-Петербург.

Адмиралтейство (верфи, мастер­ские, склады — всё необходимое для строительства кораблей) было по­строено в Петербурге по собствен­норучному чертежу Петра I в 1704 г. В 1728—1738 гг. оно подверглось первой реконструкции, которую проводил архитектор Иван Кузь­мич Коробов. Именно тогда появи­лась стройная башня, увенчанная высоким золочёным шпилем с ко­рабликом на вершине. В таком виде здание простояло до начала XIX в.

Так же как и Коробов, Захаров по­вторил первоначальный план соору­жения: П-образный, обращённый внутренним двором к реке. Архите­ктор сохранил и наиболее удачную часть строения Коробова — башню. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделённых водным каналом, по которому в верфь захо­дили суда. Наружный корпус пред­назначался для центральных учреж­дений морского министерства, его фасады выходили к Зимнему дворцу и главным петербургским проспек­там. Внутренний корпус до I860 г. оставался местом строительства ко­раблей, его скрывал глубокий внут­ренний двор.

Главный фасад Адмиралтейства колоссален: его протяжённость бо­лее четырёхсот метров. В центре здания находится башня. Её первый ярус — монолитный куб, второй ярус лёгок и изыскан благодаря ко­лоннаде, над которой возвышается купол и взмывает в небо золотая «ад­миралтейская игла».

Крылья главного фасада оформ­лены трёхчастными композициями: в центре сильно выступающий пор­тик с треугольным фронтоном, по бокам также портики, но более узкие и без фронтонов. Этот же рисунок, но в других пропорциях, архитектор повторил на боковых корпусах.

Захаров сам разработал и план скульптурного убранства Адмирал­тейства. Со стен, располагаясь над окнами, спокойно взирают мор­ские божества: наяды и тритоны, владыка морей Посейдон (Нептун) и его супруга Амфитрита. С двух сторон арки главного входа стоят морские нимфы — нереиды; их те­ла могучи и далеки от античного идеала. Они несут на плечах огром­ные небесные сферы, воплощая незыблемость мироздания. Вверху парят Славы — крылатые женские божества, обычно сопровождаю­щие богиню Победы и венчающие победителей. Они осеняют арку входа лавровыми венками, восхва­ляя могущество российского флота.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz