Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

377

 

 

 

Василий Поленов.

Московский дворик. 1878 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Поленов.

Бабушкин сад. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Но скорее всего здесь раскрылся По­ленов-созерцатель, который безмя­тежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечён игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэр­ную живопись — свет и воздух, пере­данные в картине.

Большую часть полотна «Бабуш­кин сад» (1878 г.) занимает пышно разросшаяся зелень. Сквозь густое переплетение ветвей видна часть особняка, старинного, обветшавше­го, но всё ещё красивого. По садо­вой дорожке прогуливаются сгорб­ленная старушка и юная девушка. Пейзаж здесь не является фоном: именно на нём сосредоточено вни­мание художника, любующегося тонкими цветовыми переходами в тени и на солнце. Картина окраше­на грустью об уходящем в прошлое уюте дворянского быта.

Поленов мечтал о больших исто­рических полотнах. Он задумал

378

 

 

Василий Поленов.

Христос и грешница. 1887 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

цикл из жизни Иисуса Христа и от­правился в Египет, Сирию и Палес­тину, чтобы написать Сына Божьего на фоне тех мест, где Он родился и жил. Привезённые из путешествия этюды, солнечные, необычные по цвету, Поленов показал на передвиж­ной выставке в 1885 г. А в 1887 г. была выставлена картина «Христос и грешница» (первоначальное назва­ние «Кто из вас без греха?» было за­прещено цензурой).

Сюжет произведения взят из Евангелия от Иоанна. К Христу при­водят женщину, застигнутую за пре­любодеянием, и спрашивают, надо ли её побить каменьями, как велел Моисей. Христос отвечает: «Кто без греха, первый брось в неё камень».

Христос для художника — реаль­ное историческое лицо. Он не выде­лен в картине ни композиционно, ни цветом. С группой учеников Хри­стос сидит под раскидистым дере­вом. Им противопоставлена толпа, схватившая грешницу. Всё это — и люди, и кипарисы, и уходящие вдаль холмы — залито ярким солнцем Востока.

С 1882 по 1895 г. Поленов препо­давал в классе пейзажа и натюрмор­та Московского училища живописи,

ваяния и зодчества. Из его мастер­ской вышли такие художники, как Константин Алексеевич Коровин, Исаак Ильич Левитан и др.

 

ИЛЬЯ РЕПИН

(1844-1930)

Илья Ефимович Репин родился в го­роде Чугуеве Харьковской губер­нии. Он поступил в топографиче­скую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местно­го художника, который делал роспи­си в церквах, сам выполнил не­сколько заказов. На вырученные деньги Репин поехал учиться в Пе­тербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с Иваном Нико­лаевичем Крамским. Это знакомст­во надолго определило творчество живописца.

В 1864 г., когда Репин наконец по­ступил в Академию художеств, он уже был сторонником идей передвижни­чества. Первая картина, которая при­несла молодому живописцу шумную известность, — «Бурлаки на Волге»


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz