|
СКУЛЬПТУРА Скульптура XX столетия активно участвует в общем
художественном процессе, однако именно в этом виде искусства наиболее прочно и
органично сохраняется классическая традиция. Многие скульпторы XX в. в яркой, глубоко индивидуальной манере продолжали воплощать опыт великих мастеров античности и
Возрождения. На стыке классической традиции
и авангарда следует рассматривать искусство экспрессионизма. Виднейшим из
скульпторов этого направления был немецкий мастер Эрнст Барлах (1870—1938). Его
сумрачные, угловатые фигуры, очерченные резкими складками широких одежд, то
охвачены отчаянным порывом («Мститель», Эрнст Барлах. Памятник павшим. 519 Эрнст Барлах. Мститель. Альберто Джакометти (1901 —
1966). Но его непомерно вытянутые, истончённые, хрупкие фигурки лишены силы и
страстности. Это люди-призраки, обескровленные трагическим временем («Идущий
человек», Особую роль в искусстве XX в.
сыграли так называемые виталисты {от лат. vitalis —
«жизненный») — художники, которые в условных, символических, а подчас и
абстрактных образах стремились передать ритм и поэзию жизни. Самые яркие примеры
— произведения английского скульптора Генри Мура и румынского мастера
Константина Брынкуши (Бранкузи, 1876—1957), ученика Огюста Родена. До предела
обобщённые формы его скульптур отличаются ясностью и трепетной чистотой
(«Уснувшая муза», Обращение к скульптуре было
естественным для кубистов, которые пытались познать и отразить скрытую,
внутреннюю структуру привычных вещей. В статуях Александра Порфирьевича
Архипенко (1887— 1964), Осипа (Жозефа) Цадкина (1890—1967) и Жака Хаима Якоба
Липшица (1891 — 1973) — все три Константин Брынкуши. Стол молчания. 1937—1938
гг. Тыргу-Жиу. Александр Архипенко. Женщина, расчёсывающая
волосы. Музей современного
искусства, Нью-Йорк. Константин Брынкуши. Уснувшая муза. *Тайная Вечеря — пасхальная
трапеза, которую Христос в кругу двенадцати апостолов совершал незадолго до
Своего ареста и казни. 520 скульптора, выходцы из России,
работали на Западе — форма живёт весьма причудливой жизнью. Фигуры составлены
из разнонаправленных поверхностей: то выпуклых, то вогнутых. Тем самым
скульпторы стремились показать модель одновременно с разных точек зрения. |