Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Для создания церковной музыки требуется незаурядное дарование: умение конкретными, материальными средствами выразить отвлечённые, нематериальные понятия. Трудность состоит в том, чтобы такое сочинение, с одной стороны, не оставило слушателя равнодушным, а с другой — не отвлекало от богослужения, помогало глубже сосредоточиться на

ЙОХАННЕС ОКЕГЁМ И ЯКОБ ОБРЕХТ

Младшими современниками Гийома Дюфаи были Йоханнес (Жан) Окегём (около 1425—1497) и Якоб Обрехт (около 1450—1505). Как и Дюфаи, Окегём был родом из Фландрии. Всю жизнь он усердно трудился; помимо сочинения музыки исполнял обязанности руководителя капеллы. Композитор создал пятнадцать месс, тринадцать мотетов, более двадцати шансон. Для произведений Окегёма характерны строгость, сосредоточенность, длительное развёртывание плавных мелодических линий. Большое внимание он уделял полифонической технике, стремился, чтобы все части мессы воспринимались как единое целое. Творческий почерк композитора угадывается и в его песнях — они почти лишены светской лёгкости, по характеру более напоминают мотеты, а иногда и фрагменты месс. Йоханнес Окегём пользовался почётом как у себя на родине, так и за её пределами (был назначен советником короля Франции).

Якоб Обрехт был певчим в соборах различных городов Нидерландов, руководил капеллами; несколько лет служил при дворе герцога д'Эсте в Ферраре (Италия). Он автор двадцати пяти месс, двадцати мотетов, тридцати шансон. Используя достижения предшественников, Обрехт внёс немало нового в полифоническую традицию. Его музыка полна контрастов, смела, даже когда композитор обращается к традиционным церковным жанрам.

Фрагмент нотного текста мессы Якоба Обрехта. Венеция. 1503 г.

32

 

ОРГАН

Один из самых величественных музыкальных инструментов — орган (лат. organum, от греч. «о'рганон»). Он подобен целому оркестру. Известен этот инструмент с III в. до н.э. В Средние века в странах Западной Европы его использовали преимущественно для богослужений в церкви.

Конструкция органа за прошедшие столетия сильно изменилась. Он не всегда был таким огромным. В эпоху раннего Средневековья существовали малые переносные органы (портативы). Они имели всего одну клавиатуру и один ряд труб (от восьми до пятнадцати), поэтому их звучание было однообразным. В эпоху Возрождения конструкцию инструмента усовершенствовали, и его звучание улучшилось. Наряду с большими церковными органами пользовались популярностью комнатные, которые помешались на столе. Бытовали даже ручные органы — при желании их подвешивали на шею. На маленьких инструментах обычно исполняли пьесы светского характера.

К концу XIV в. орган уже имел две-три ручные клавиатуры, почти современные по виду. Нидерландский органист Луи ван Вальбеке (умер в 1318 г.) изобрёл особую клавиатуру для ног — педальную. К началу XVI столетия в основном сложилась современная конструкция этого инструмента.

Орган состоит из труб разной величины, механизма управления, мехов, а также вентилятора и мотора, которые нагнетают воздух, необходимый для звучания.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz