Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась, прежде всего, виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVIIXVIII столетий обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьёзный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причём большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

МУЗЫКА ИТАЛИИ

В конце XVI столетия в Италии сложился художественный стиль барокко (от um. barocco — «странный», «причудливый»). Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу (соединению) разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVIXVII вв. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись.

Лютня и виола. Картина неизвестного итальянского художника. XVII в.

37

 

 

Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки» (ит. dramma per musica); слово «опера» (ит. opera — «сочинение») появилось только в середине XVII в. Идея «драмы для музыки» родилась во Флоренции, в художественном кружке Флорентийская камерата. Заседания кружка проходили в камерной (от ит. camera — «комната»), домашней обстановке. С 1579 до 1592 г. в доме графа Джованни Барди собирались просвещённые любители музыки, поэты, учёные. Его посещали и профессиональные музыканты — певцы и композиторы Якопо Пери (1561 —1633) и Джулио Каччини (около 1550—1618), теоретик и композитор Винченцо Галилей (около 1520— 1591), отец знаменитого учёного Галилео Галилея.

Участников Флорентийской камераты волновало развитие музыкального искусства. Его будущее они видели в соединении музыки и драмы: тексты подобных произведений (в отличие от текстов сложных хоровых полифонических песнопений XVI в.) станут понятны слушателю.

Идеал сочетания слова и музыки члены кружка находили в античном театре: стихи произносились нараспев, каждое слово, каждый слог звучали ясно. Так Флорентийская камерата пришла к идее сольного пения в сопровождении инструмента — монодии (от греч. «мо'нос» — «один» и «оде'» — «песня»). Новый стиль пения стал называться речитативным (от ит. recitare — «декламировать»): музыка следовала за текстом и пение представляло собой монотонную декламацию. Музыкальные интонации были маловыразительными — акцент делался на ясном произношении слов, а не на передаче чувств героев.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz