Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Мировую славу Шопену принесли произведения, написанные именно в «парижский» период. Проникновенный лиризм, мелодическое богатство и изящество ранних сочинений дополнились глубоким драматизмом, подчас трагизмом. Наряду с лирическими образами в музыке появились страстные, мужественные, волевые черты. Польская тема — тёплые воспоминания о родине, соединённые с горечью разлуки, — стала ведущей в творчестве композитора. Шопен писал почти исключительно для фортепиано, сам был первым исполнителем новых сочинений.

Многие произведения композитор создал в ритме польских народных и городских танцев (мазурка, полонез, вальс). Мазурки Шопена — это маленькие музыкальные поэмы, грустные, драматические и лирические; полонезы звучат величественно, воскрешая славные времена рыцарской Польши; в вальсах слышится воспоминание о счастливых днях на родине; баллады, напротив, драматичны и даже трагичны по содержанию. Настоящей энциклопедией творчества Шопена стали его прелюдии (1839 г.) — двадцать четыре краткие пьесы, каждая из которых — законченная картина. То же можно сказать и об этюдах композитора. До Шопена этюд (от фр. étude — «изучение») считался пьесой, предназначенной для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Композитор, сохранив форму (использование только одного вида техники), превратил этюд в виртуозный и глубокий по содержанию жанр. В творчестве Шопена приобрёл классически совершенную форму и ноктюрн (фр. nocturne, от лат. nocturnus — «ночной»), В пьесах сочетаются пленительно-лирические и глубоко драматические образы.

Шопен отдал дань и классическим формам. Одно из высших достижений композитора — знаменитая Соната си бемоль минор с Траурным маршем (1839 г.). Обычно в этом сочинении видят горькие раздумья о судьбе Польши. Но содержание сонаты, как и любого великого произведения искусства, много глубже:

Автограф партитуры Траурного марша из Сонаты си бемоль минор.

*Слово «мазурка» (польск. mazurek) происходит от названия жителей Мазовии (историческая область Польши) — мазуры. Полонез (от фр. danse polonaise — «польский танец») — бальный танец-шествие.

78

 

 

это не просто отклик на исторические события, но глубоко драматичные и философски мудрые размышления о жизни и смерти. К тому времени Шопен уже был неизлечимо болен и понимал, что ему суждено умереть на чужбине. Первая и вторая части сонаты — образы жизни с её противоречиями. Здесь и мрачные предчувствия, и мужественные, волевые интонации борьбы. Траурный марш (третья часть) — размышления о смерти. Музыка трагична и величественна, а в середине появляется парящая лирическая мелодия необыкновенной красоты. Она вносит в сонату возвышенное духовное начало. Четвёртая часть — короткий финал без ярко выраженных тем и мелодий. «Ветер над могилами» — так назвал её русский пианист и композитор А.Г. Рубинштейн. Фридерик Шопен умер от туберкулёза в возрасте тридцати девяти лет. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже, а сердце — в Польше. Так хотел сам композитор. Большую часть жизни Шопен провёл вдали от родины, но для соотечественников он — национальная гордость.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz