![]() |
![]() |
|||||||||||
|
Артем,
8лет: «Списывать?
Нет, я никогда не списываю. У нас никто этого не делает. Инна Александровна
(учительница) говорит, что списывать – это все равно что обманывать». Аня,
окончила первый класс: «Списывают только дураки и двоечники. Я никогда списывать не стану!» Дима,
перешел в пятый класс: «Ну я не знаю… А как это делают? Ведь может кто-то заметить… Разве
тебе так просто дадут свою тетрадку?» Степан,
13 лет: «Конечно,
списываю. Да все так делают! У нас по «матише» только Ванька сам решает, а мы
потом у него и друг у друга сдуваем домашку». Ира,
окончила 8 класс: «Ну, на контрольных я стараюсь все сама делать. А домашние задания
иногда приходится». Михаил,
ученик 11 класса: «Как без этого обойдешься? Я учусь неплохо, но столько ведь задают!
Даже если очень захочешь все сделать, все равно что-то не успеешь. Каждый
учитель думает, что его предмет самый главный. Нам вот по ОБЖ и то конспекты
задают. Да если бы я не списывал, весь бы в двойках ходил!» Попросим прокомментировать
эти противоречивые детские высказывания возрастного психолога А. Ю. Потанину:
«А ничего тут противоречивого нет. Как раз наоборот. Детские ответы абсолютно
соответствуют возрасту и тем устремлениям, которые являются приоритетными для
различных групп школьников. У учеников начальной школы основным, ведущим видом
деятельности становится учение, поэтому даже мысль о списывании не приходит в
их головки. Им нравится учиться, они действительно стремятся к знаниям. А если
это не так, значит, что-то с ребенком не в порядке, возможно, нужно
вмешательство психолога, нейропсихолога. Кроме того, для детей этой возрастной
группы очень значимо слово старшего, его авторитет. Артем ссылается на мнение
учительницы, а Анечка, скорее всего, повторяет мамины или бабушкины слова.
Подавляющее большинство учащихся младших классов имеют четкую установку на
хорошую оценку, причем полученную честным путем. А вот в подростковом возрасте
приоритеты меняются, учеба отходит на задний план, и это вполне естественно.
Для подростка важно общение с ровесниками, им владеет желание «стать членом
стаи», из которой выделяться нельзя. Вот почему даже умные, способные ребята
«скатываются» на тройки, а то и на двойки. Ученики 7–9 классов теряют интерес к
обучению еще и потому, что в организме происходит мощный выплеск гормонов, идет
активное половое созревание. До учебы ли тут? Их и отметки мало волнуют, но при
этом не хочется получить взбучку от родителей. Чаще всего именно это является
главной причиной списывания. У старшеклассников свои
проблемы, хотя и подростковые еще остаются, но многие уже понимают
необходимость получения «приличного аттестата», поступления в институт.
Приходится учиться, но это дело непростое. Совершенно справедливо сказал Михаил
о том, что каждый учитель свой предмет считает главным. Объем информации,
который ученики получают, так велик, что нет времени его должным образом
обработать. Тут или сиди сутками за письменным столом, или списывай. А ведь
погулять тоже хочется… Значит, что-то старшеклассник делает сам (как правило,
то, что легко дается, нравится или нужно для будущих экзаменов), а что-то
списывает. Это нормальное распределение сил. Кстати, в студенческой среде
списывание также не считается чем-то недопустимым или предосудительным. Более
того, теми, кто умеет списывать, сокурсники откровенно восхищаются. Так что
отношение к списыванию напрямую зависит от возраста и соответствующих
приоритетов». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||