|
«Демократы»,
в отличие от
«авторитетов», редко кого-нибудь ругают. Их принцип – вседозволенность –
распространяется и на взрослых (родителей и коллег), и на детей. К собранию они
обычно не готовятся, о чем говорить – не знают, поэтому говорят все
одновременно и ни о чем. Предметом обсуждения может быть и сорванный урок
математики, и новая прическа Пети Иванова, причем и то и другое не будет
осуждено. На собрания к «демократам» ходят немногие, в основном такие же
«демократы» или любители потрепаться. Сам «демократ» уверен, что в его классе
нет никаких проблем, в действительности их оказывается всегда достаточно много,
и однажды происходит взрыв, но его последствия разгребают другие, чаще всего
родители. «Классный
руководитель» ведет собрание спокойно и вдумчиво, его план он составляет заранее, но
говорит свободно, не пользуясь предварительными записями. Он всегда в курсе
всех дел класса в целом и каждого ученика в отдельности. Он никогда не
обсуждает с родителями отметки и поведение их чад в присутствии других
родителей, предпочитая индивидуальные беседы. На собрание он выносит обсуждение
глобальных проблем и всегда сам предлагает пути выхода из тупика, выслушав
предварительно мнение родительского актива. Он всегда ищет разумный компромисс,
понимая, что учитель и родители делают все-таки общее дело и не должны
противостоять друг другу. Он принимает всех и хотя бы внешне старается
показать, что все ученики ему одинаково дороги. Он избегает родительских
подарков и других приятных поощрений, а если и поддается искушению, то об этом
не знает никто. Он смущенно говорит о необходимости очередного денежного взноса
на охрану или на ремонт. Он скромен, учтив и доброжелателен. К такому на
собрание идут с радостью и с надеждой. Вы таких знаете? Родители и классные
руководители собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или параграфом
школьного устава, не капризом директора или министра. Точка пресечения их
интересов, профессиональных или личных, – ребенок,
и ни те, ни другие не имеют права забывать об этом. А ради ребенка,
его успешности и покоя, можно пожертвовать многим. Поэтому не стоит искать
виноватых, лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложилась, и
вместе, дружно и согласованно попытаться выйти из тупика. Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих
сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле
воспитания детей, не грех помнить следующее. Роли мамы и учителя все-таки
различны. Мама безгранично любит своего ребенка, каким бы он ни был, рыжим или
кудрявым брюнетом, двоечником или победителем самых разных конкурсов и олимпиад,
неуклюжим толстячком или стройным атлетом. Мама любит не за успех, а по праву
рождения. А вот для учителя все равны перед законом, любить учитель может
только своих собственных детей, а не любить своих собственных врагов. И только. Мамы не имеют права требовать
от учителя любви к своему ребенку. В конце концов, учитель тоже человек: кто-то
вызывает симпатию, а кто-то нет. Мама может рассчитывать на приятие, на
понимание. А умение принять и понять – это уже степень учительского
профессионализма. |