|
В заключение хочется
отметить, что если в семье изначально существует мотивация на поступление, если
родители не допускают и тени сомнения, что их сын или дочь поступят в высшее
учебное заведение, то они поступят обязательно, хотя, может быть, и не с
первого раза. А уж экзамены в институте, как мы с вами знаем, – это
испытания несколько другого свойства. Часть II
Проблемы свободного времени В природе, согласитесь, все
устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья,
отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии,
запастись новыми идеями и желанием воплотить их в реальность. Жизнь человека
также подчинена этим принципам, а тем более им должна соответствовать жизнь
маленького человека, школьника. Вечный двигатель пока еще не изобретен, и не
следует требовать от ребенка постоянно заниматься только учебными делами.
Потрудился – отдохни, чтобы потом опять трудиться, впитывать в себя знания,
овладевать навыками и умениями. Поэтому каникулы – такая же важная часть
школьного года, как и учебные четверти. Еще Ян Амос Каменский
придумал разделить учебный год на четверти, между которыми были каникулы,
соответствующие временам года. Раньше их так и называли: зимние, осенние,
весенние и – самые длинные – летние. Эта система прошла проверку временем,
доказала свою правомерность. Правда, современная школа использует и новые
структуры: не четверти, а триместры, не классические каникулы, а семидневный
отдых после каждых пяти недель учебы. Как бы ни была организована
школьная жизнь ребенка, ему все равно требуется отдых. Каким он должен быть,
чтобы дать возможность и расслабиться, и собраться с силами, и отдохнуть, и
восполнить пробелы, возникшие в процессе учения? Наши рекомендации адресованы
родителям и учитывают как возрастные, так и нейропсихологические особенности
детей. 1. «Уж
небо осенью дышало…» Для большинства наших
сограждан осень не является любимым временем года. Яркое последнее солнце,
паутинки в воздухе, пестрота листьев – это сентябрь, когда первые прохладные
утренники даже радуют, а возвращение к рабочим будням воспринимается как смена
обстановки. Это время начала нового учебного года, и – согласитесь – нет такого
ребенка, которому хотя бы 1 сентября не хотелось идти в школу. Но праздник
очень быстро превращается в будни, угнетающие монотонностью, однообразием,
ранним вставанием, учебными трудностями. Чем младше школьник, тем сложнее и
дольше проходит его адаптация, то есть переключение с режима отдыха на режим
работы. Как минимум на это уходят две первые недели сентября, лучшие с
физиологической точки зрения: детский организм напитан положительными эмоциями,
фруктами, солнцем, движением, поэтому сил на учебу вполне хватает. С октября
резко сокращается количество солнечных дней, света и тепла, уходят силы и
оптимизм. Дожди, слякоть, ранние сумерки, холод, сонливость, раздражительность,
усталость – признаки поздней осени, самого сложного периода этого сезона. На
это время и выпадают осенние каникулы. Неделя передышки. Как провести ее, чтобы
и отдохнуть, и не утратить всего того, что было завоевано за сентябрь и
октябрь, и новые впечатления получить? Ведь впереди, по сути дела, еще целый
учебный год! |