|
Ребенок и игра – понятия
неразрывные: ребенком мы считаем того, кто только и делает, что «резвится и
играет», а игру воспринимаем как нечто несерьезное, детское. Но так ли уж
несерьезно это дело? Как в 16 лет сердце просит любви, так, едва осмыслив себя,
малыш рвется к игре. До трехлетнего возраста ему предстоит нелегкая работа –
изучить свойства предметов. И вот он, еще и ходить-то по-настоящему не умея,
радостно катает по полу одной ручкой бабочку на колесиках. Ага! Это катается! А
папина газета рвется! А дверца этого шкафа открывается! Одно и то же действие
он повторяет много раз, чтобы усвоить и запомнить. А что же делаем мы? Прячем папины
газеты, потому что они еще не прочитаны, но уже разорваны, заматываем ручки
ящиков веревками, вырываем из слабеньких ручонок драгоценные фарфоровые чашки
(разобьет!) и лишаем тем самым свое чадо возможности играть и изучать мир. Сыну Марины Ванечке скоро два
годика. «Все игрушки переломал! – жалуется она бабушке. – И
паровозик, и пирамидку свою любимую, сегодня до трактора добрался. Весь
раскурочил!» Марина чуть не плачет, она такая молоденькая, чувствуется, что и
сама бы еще в эти игрушки поиграла. По-своему. Ей жалко дорогой паровозик,
который муж привез из Финляндии и подарил любимому наследнику. Она не понимает,
как можно уничтожить яркую пирамидку, которая еще несколько месяцев назад
вызывала у Ванечки только благоговейный восторг. А трактор, красный с желтыми
колесами, она сама купила неделю назад в «Детском мире», отказавшись от помады
модного оттенка и лака для ногтей. Но Марине-то нужно радоваться: у нее растет
любознательный и активный сынулька, к тому же физически крепкий и настойчивый.
Ломать, разбивать, «курочить» игрушки – нормальное занятие для малышей до
трехлетнего возраста. Гораздо хуже, если все эти паровозы, тракторы, мишки,
матрешки не вызывают у ребенка никакого интереса и желания выяснить: «А что там
у них внутри?» Если ребенок развивается
нормально, то к трем годам в его играх должен появиться осмысленный сюжет. Это
можно прекрасно использовать для того, чтобы отработать правильность
произношения звуков, расширить словарный запас, а самое важное –
социализировать его речь, то есть сделать ее понятной для других. Дело в том,
что мышление ребенка в дошкольном возрасте эгоцентрично, он не способен встать
на позицию другого. Внутри его скрыт целый мир, в который нет доступа не только
взрослым, но и ровесникам. Сначала ребенок учится проговаривать свои действия,
а уж затем доводить их смысл до окружающих. Ваша дочка часто болеет и
потому районная поликлиника для нее почти родной дом? Вся семья уже в тоске от
ее постоянного желания «полечить» кого угодно? Все куклы перебинтованы, любимый
мишка прооперирован и лежит в кукольной кроватке с зашитым животом? А вечером,
«гипсуя» усталому и потому не сопротивляющемуся папе «сломанную» ногу, она
пыталась привязать ее к шее, потому что видела, как фиксируют забинтованные
руки? Направьте ее энергию в мирное русло! Этот карандаш совсем не «трубка», а
стетоскоп, а эта палочка – шприц, и делаем мы с тобой зайчику инъекцию. А как
мы это сделаем? А зайчику не будет больно? Сколько новых слов, понятий и эмоций
усвоит ваша «фельдшерица»! Можно еще потренировать ее память и внимание. У вас
идет операция, на столе разложены карандаши, палочки, линейки, но сейчас это
различные хирургические инструменты. Вы – главный хирург, действуете быстро и
решительно, просите то зажим, то пинцет, то скальпель. Ваша маленькая
«медсестричка» так же быстро и безошибочно вам эти предметы подает! Она
сосредоточена, внимательна, она вспоминает, выбирает, но она играет. И это
очень здорово! Не забывайте только проговаривать все действия, четко произнося
звуки, трудные и новые слова. |