|
3. Игры настольные, тоже коллективные. На эти
игры у родителей зачастую существует однобокий взгляд: «Я купила – он поиграл и
бросил». Ясное дело, такая игра стоит денег, но оценить ту пользу, которую
принесла она, пока ребенок с ней занимался, невозможно никакими рублями.
Настольных игр существует великое множество, они рассчитаны на разные
возрастные группы, как говорится, от двух до семидесяти двух. Одни развивают
память и внимание, другие – логику и речь, третьи – воображение и фантазию,
четвертые научат разбираться в собственных эмоциях и управлять ими, пятые
улучшают слуховое, зрительное и тактильное восприятие. Есть и такие игры,
которые влияют на все сразу. Разговорились в коридоре
детской поликлиники две мамы. Одна сетует: «Ползарплаты каждый месяц уходит на
конструкторы!» А другая недоуменно говорит: «А мой ни во что, кроме пистолетов
разных, не играет. Неинтересно ему». А ведь чтобы настольная игра увлекла, она
должна соответствовать возрасту ребенка. Для малышей подходят «шнуровочки»,
развивающие мелкую моторику, «парочки», которые учат и читать, и писать,
расширяют кругозор, простейшие лото. Для детей постарше – «занимательные
квадраты», различные пазлы и мозаики, элементарные конструкторы, «волшебные
мешочки», знакомящие с геометрическими телами и тренирующие тактильность,
спирограф, который укрепляет руку и поспособствует тому, чтобы буковки на
письме были округлыми и ровненькими. Для младших школьников – обучающие лото
(достаточно сыграть в какое-нибудь географическое лото 6–8 раз, чтобы
полученные сведения о странах и столицах навсегда остались в памяти ребенка),
сложные конструкторы и сборные модели, а также «пирамидки», помогающие
преодолевать трудности в правописании и счете. На разных возрастных уровнях
игры дают представление о времени и пространстве, Земле и Космосе, о растениях
и животных, истории и технике. Поэтому приобретать их надо в определенной
последовательности, которая будет соответствовать последовательности развития
ребенка в онтогенезе. Помните, что игра – вещь серьезная. Обратитесь за помощью
к специалисту. Знающий игровед-психолог поможет выбрать сначала то, что
развивает эмоции и воображение, потом то, что повлияет на речь и способность к
обобщениям, и наконец то, что научит логически мыслить и классифицировать (игры
типа «четвертый лишний»). Получив нужные консультации и приобретя необходимые
игры, вы к 6–7 годам сделаете из своего чада настоящую конфетку! Осознавая важность процесса
игры для ребенка, учитывайте некоторые особенности детской психологии. Малыши любят играть в то, что
они хорошо знают, в то, что у них получается. Не раздражайтесь от того, что ваш
ребенок миллион раз повторяет в игре один и тот же сюжет или не может
оторваться от давно вам надоевшего «Звездного моста». А если приносите новую
игру, сначала объясните ему что к чему (возможно, это придется сделать не один
раз). Пока правила не станут ребенку понятны, сам процесс вряд ли увлечет
маленького игрока. |