|
«У нас один мальчик
богатый, – рассказывает второклассница Оля, – всем девочкам все время
просто так разные ручки дарит. У меня уже есть пять штук, а Олеське он целых
девять подарил с начала года, и все очень дорогие. Ему денег много родители
дают», – объясняет она поведение одноклассника. Среди учащихся младших
классов «богатенькие Буратино» пользуются большим уважением. Они могут угостить
друга чем-нибудь вкусным, недоступным или запрещенным для него, сделать дорогой
подарок «просто так», купить себе игрушку. Те, кто победнее, не стесняются и
попрошайничать у богатого соседа, стараются завоевать его расположение, дружбу.
Карманные деньги для учеников постарше – это возможность на том или ином уровне
проводить свой досуг.
Будучи круглой отличницей и
умницей, Ира училась в лицейском классе. Она всегда старалась держаться вместе
с одноклассниками, хотя чувствовала, что ее немодные джемперы и поношенные
ботинки никак не сочетаются с кожаными сапожками и новенькими дубленками
подружек. После уроков ее часто приглашали посидеть в кафе, зайти в
компьютерный клуб, но, чтобы отказаться, у Иры был замечательный предлог – с
собакой надо погулять, ведь мама-медсестра опять на ночном дежурстве. Наличие приличной суммы в
кармане не только позволяет жить жизнью киногероев из модных сериалов, оно
определяет отношение к тебе ровесников. Это становится одной из причин мелких
краж, которые совершают подростки. Крадут у родителей, учителей, в школьной
раздевалке. Постоянная и вечная проблема массовой школы – исчезновение личных
или казенных денег. Ее причина – социальное неравенство. К сожалению, и отношение
учителей к школьникам зачастую зависит от социального статуса родителей,
занимаемой ими должности, профессии и иногда от тех «даров», которые
преподносятся в качестве подарков. К сыну мэра маленького подмосковного
городка, обучающемуся в лучшей школе и у лучшего педагога, отношение всегда
будет более снисходительным, чем к какому-нибудь «Ваньке Жукову». Представители
среднего класса, впервые устраивающие деток в школу, с удивлением рассказывают,
как директора в лоб спрашивают, чем родители могут «помочь» школе. «Если поменяете
трубы в подвале, ваша дочь легко окажется в лицейском классе», – сказали
одному. Знакомый работник телевидения снял рекламный фильм о школе, в которую
хотел определить сына, – это было условием приема. Родители легко и быстро
включаются в игру. Но суть этой игры очень быстро становится ясной и детям.
Липовые пятерки и четверки, игнорируемые администрацией проступки и шалости,
даже более ласковая интонация учителя – ничто не остается незамеченным. Во что
это выливается? Сначала в упреки родителям – простым инженерам, потом в лютую
ненависть к «везунчикам», или в чудовищный комплекс неполноценности, или в
изобретательную ложь о папе – крутом бизнесмене. При любом раскладе такая
ситуация повышает порог тревожности ребенка, а тем более подростка и уж никак
не способствует процессу обучения. Да и зачем учиться, если пятерки все равно
получает не тот, кто знает, а тот, кто имеет подходящих родителей, способных
расплатиться если не подарком, то услугой. Очень часто такое рассуждение
становится оправданием для лентяев, иногда такую позицию принимают и некоторые
родители, пытающиеся объяснить неуспеваемость нерадивого или неспособного
дитяти. Как это ни печально, но расцвету подобных товарно-денежных отношений в
обычной школе прежде всего способствует ее бедственное материальное положение,
а это уже проблема иная… |