|
предназначенные
для набора и верстки текстов (TeX и системы на его основе
плохо приспособлены для верстки т.н. "иллюстрированных изданий"
с характерным для них богатым насыщением текста графикой,
сложными обводами и наложениями текста на графику и пр., и этот
сегмент рынка остается пока не стандартизованным).
За
пределами этих типов -- огромное множество нестандартных
(и даже неопубликованных) форматов, зачастую использующих
не текстовую, а двоичную форму представления данных (например,
файлы Microsoft Word, "Лексикона" и т.п.). Это исключает
возможность использования для работы с такими данными обычных
текстовых редакторов и обработку их стандартными текстовыми утилитами,
а также сильно затрудняет обратную разработку формата с целью
обеспечения импорта и экспорта из независимо написанных программ2.
Наверное,
TeX имеет потенциал к использованию в качестве
примера языка разметки (или, точнее, языка генерации разметки),
однако вряд ли в средней школе -- отчасти потому, что ориентирован
на печатную форму в качестве окончательной формы представления
содержания, что представляет на сегодня если не экзотический,
то, во всяком случае, достаточно специальную область применения
компьютеров, в отличие от *ML-языков, в равной степени ориентированных
и на "экран", и на "бумагу".
1.3
Судьба *ML-языков
SGML
достаточно давно (с стандартом
на разметку документов, принятым Международной организацией
стандартизации (серия ISO 8879). Парадокс заключается в том,
что до недавнего времени даже частичные реализации SGML были сравнительно
немногочисленными, и его использование ограничивалось рамками
государственных организаций (в массе своей оборонных и научных)
и крупных корпораций. Гораздо более широкое распространение получили
"похожие на SGML" языки, а именно, HTML различных
версий, являющийся одним из технологических столпов WWW.
HTML
был сознательно создан как "игрушечный SGML":
он не обладал всей гибкостью и мощью последнего, но был очень
компактен и легок в реализации и изучении. Одна из сторон "игрушечности"
HTML заключается в том, что он подталкивает
пользователя к использованию физической, а не логической разметки,
и именно поэтому, на наш взгляд, его не стоит изучать в школе.
Однако
добавление все новых и новых возможностей и конструкций
в HTML в ходе его развития привело к тому, что сложность его
существенно выросла и приблизилась к сложности SGML-приложений, при
сохраняющейся несовместимости с SGML.
Параллельное
развитие двух близких по назначению языков
было очевидно нецелесообразным, поэтому дальнейшее развитие WWW
предполагает переход на XML -- "расширяемый язык разметки",
который превосходит по мощности, гибкости и согласованности
HTML и является полноценным SGML-приложением. Уже сегодня
наиболее развитые WWW-серверы генерируют HTML именно из XML; непосредственно
"понимать" последний постепенно учатся и |