|
на свободном рынке.
Если вы видите, что, например, свободный дистрибутив
какой-либо версии GNU/Linux, включающий, помимо операционной
системы и нескольких операционных сред, большое количество
прикладных программ, стоит от нескольких десятков до нескольких
тысяч рублей, в то время, как "набрать" даже небольшую
часть этой функциональности программами несвободными может обойтись
и в десять, и в сто раз дороже1, причина
этому не в "бесплатности" чего-либо, а в конкурентности
рынка.
Мы
избавим читателя от обсуждения анатомии рынка (как
формируются цены, кто, за что и каким образом вознаграждается), отослав
интересующихся к соответствующей литературе [2, 3]. Важно то, что
соответствующий рынок успешно развивается уже в течении четверти века,
есть примеры исполнения им задач, немыслимых для отдельных корпораций
(самый яркий из них -- разворачивание в девяностых на основе
свободных программ и систем всемирного сообщества сетей Интернет),
и, наконец, то, что после многочисленных колебаний, лидеры компьютерной
отрасли сегодня практически однозначно высказазываются в поддержку
свободного ПО.
0.3
Применимость СПО при реализации
"Обязательного
минимума..."
Информатика,
будучи относительно молодым предметом в
школьной практике (особенно в сравнении с учебными предметами, чей "возраст"
превышает две тысячи лет), с неизбежностью вызывает
споры среди теоретиков педагогики и практикующих учителей касательно
своего содержания. Спорят и о том, прагматическая (знакомство
с миром компьютерных технологий) или теоретическая (основы
компьютерных наук) ориентация должна превалировать в школе, и о
том, стоит ли программирование делать частью общего школьного образования,
и даже о том, должна ли информатика развиваться в виде отдельного
предмета. Периодически этот спор выплескивается за рамки профессионального
педагогического сообщества на страницы печати, что также
вполне понятно.
Мы
попытаемся в данном случае уклониться от участия
в этом споре и не заявлять свою позицию. Возможно, это не вполне
соответствует традициям русского интеллигентского общества, в котором
не принято, не решив ряда "последних вопросов" (в том
числе, кто виноват, что делать и, главное, чему и как учить), предпринимать
какие-либо действия. Но рамки у этого цикла лекций вполне
прагматические, и можно только надеяться, что данные в таких рамках
ответы окажутся в достаточной степени инвариантными для ответов
на вопросы более глубокие (и, охотно согласимся, в конечном итоге
более важные), и что-то полезное для себя в изложенном материале
найдут партизаны самых разных точек зрения по этим глубоким и
важным вопросам.
Упомянутые
прагматические рамки заключаются в следующем.
Точно так же, как кажется вполне осмысленным предположением,
что для освоения грамотности и счета школьнику неплохо
бы овладеть ручкой и карандашом и понять, чем одна от другого отличается
(вне зависимости от того, выделяется ли чистописание в |