Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

 

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ

БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ КОНЦА XV—XVII ВЕКОВ

ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVII ВЕКА

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА И ФРЕСКА)

ИКОНОПИСЬ

ИСКУССТВО

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ

В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христиан­ской верой, которую русский народ вслед за своими византийски­ми учителями называл православной.

Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. На­чало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая рус­ская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо

язычества. Княжеские послы побы­вали в соседних странах, где знако­мились с обрядами различных рели­гий. Посетив богослужение в великом православном храме Визан­тии — храме Святой Софии столич­ного города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо пет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с челове­ками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание кра­соты как святости сохранится в каж­дой русской иконе и будет сокро­венным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего.

Удивительно, как много велико­лепных храмов, украшенных моза­иками, росписями (фресками), ико­нами, было возведено в XI столетии в только-только крещёной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на грече­ском языке) приезжали на Русь це­лыми артелями.

Киевский собор Святой Софии. Интерьер. XI в.

260

 

 

 

261

 

 

 

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

Рядом с княжеским двором подня­лась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был по­строен в 991—996 гг. греческими мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена га­лереями, что характерно для древ­нерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери и в исто­рии искусства именуемая Фаросской. Современники считали Фаросскую церковь совершенной и

Фундаменты Десятинной церкви. X в.

называли храмом, красотой превос­ходящим знаменитые библейские святилища. На образном языке того времени в этих словах звучала высо­чайшая похвала. Вероятно, поража­ла красотой и великолепием и Деся­тинная церковь, о которой ныне может рассказать только её фунда­мент. Его вернули из небытия ар­хеологи, раскопав в 1908 г.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz