![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
АРХИТЕКТУРА
КИЕВСКОЙ РУСИ НОВГОРОДСКАЯ
АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ БЕЛОКАМЕННОЕ
ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ МОСКОВСКИЙ
КРЕМЛЬ КОНЦА XV—XVII ВЕКОВ ШАТРОВОЕ
ЗОДЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ СОБОР
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ПАМЯТНИКИ
РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVII ВЕКА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА И ФРЕСКА) ИКОНОПИСЬ ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
КНИГИ В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХИТЕКТУРА
КИЕВСКОЙ РУСИ Русское искусство эпохи Средневековья
начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской
верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл
православной. Первым городом на Руси, принявшим
крещение, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле
было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая русская летопись
— «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал
веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо язычества. Княжеские послы побывали
в соседних странах, где знакомились с обрядами различных религий. Посетив
богослужение в великом православном храме Византии — храме Святой Софии столичного
города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на
земле, ибо пет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как
рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и
богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты
той». Именно это переживание красоты как святости сохранится в каждой русской
иконе и будет сокровенным идеалом и непреложным законом для каждого истинного
творца: иконописца, книжника и зодчего. Удивительно, как много великолепных
храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в
XI столетии в
только-только крещёной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли
всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на
Русь целыми артелями. Киевский
собор Святой Софии. Интерьер. XI в. 260 261 ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ Рядом с княжеским двором поднялась
многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная
Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов
отдавать на устроение этого храма. Он был построен в 991—996 гг. греческими
мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена галереями, что характерно для
древнерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь
Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери
и в истории искусства именуемая Фаросской. Современники считали Фаросскую
церковь совершенной и Фундаменты
Десятинной церкви. X в. называли храмом, красотой превосходящим
знаменитые библейские святилища. На образном языке того времени в этих словах
звучала высочайшая похвала. Вероятно, поражала красотой и великолепием и Десятинная
церковь, о которой ныне может рассказать только её фундамент. Его вернули из
небытия археологи, раскопав в |
![]() |
![]() |
|