![]() |
![]() |
|||||||||||
|
Многие
особенности постройки Юрия Долгорукого — техника кладки из белого камня,
перспективные порталы, характерная аркатура — роднят её с романской
архитектурой Европы (см. раздел «Искусство средневековой Западной Европы»).
Есть все основания считать, что строительная артель, трудившаяся у суздальского
князя, пришла на Русь из Польши. Успев поработать в Галиче у князя Владимира
Володаревича — свата Юрия Долгорукого, мастера перебрались в Суздаль. Может
быть, к ним обратились случайно (просто в Киеве и других русских землях не
нашлось желающих выполнить княжеский заказ), но эта случайность оказалась
счастливой для зодчества Владимиро-Суздальской земли. 280 СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
СОБОР В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ Одновременно
с придворной церковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор
(1152—1157 гг.) в основанном им городе Переславле-Залесском. В Древней
Руси слово «город» означало в первую очередь огороженное, т. е. защищённое,
место. Поэтому города Юрия — это города-крепости: Переславль-Залесский,
Юрьев-Польско'й, Кснятин, Дмитров, Москва. Сохранившиеся валы Переславля достигают
в высоту шестнадцати метров. Спасский
собор поражает простотой и суровостью облика. Храм из-за своих пропорций (его
ширина больше, чем высота) получился почти кубическим, приземистым, тяжёлым;
зодчие воплотили в нём не образ Небесной Премудрости, как в Софии Киевской, а
земную силу и мощь. Однако собор не воспринимается как примитивный или грубый:
прекрасная кладка стен из гладких, идеально пригнанных блоков придаёт этому
творению рук человеческих одухотворённость, противопоставляя его дикой
природе. Внутри
собора толстые крестообразные в плане столбы несут теряющиеся в полумраке
своды. Даже в солнечный день темно в храме князя Юрия: немногочисленные узкие
окна напоминают щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает сумрак тонкими
лучами, напоминающими сверкающие мечи. Отличительной
чертой храма является почти полное отсутствие декора. Только ровно посередине
его стены опоясывает полочка-отлив (выше её
стена становится более тонкой) да арочный поясок украшает апсиды. Могучий шлем
главы напоминает воинский, поэтому само собой напрашивается сравнение храма с
его заказчиком, неутомимым воителем Юрием Долгоруким. Действительно, храм
символически мог
истолковываться как человеческое тело, что закрепилось в древнерусских
терминах: он имел главу, шею, бровки, пояс, подошву... И даже зубчатые
треугольники-городки под главой похожи на
украшение парадного шлема полководца. Впрочем,
городки появились уже при преемнике Юрия князе Андрее, которому довелось
достраивать этот собор. В |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||