![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Такая
композиция является тем более оригинальной, что у неё нет прямых
предшественников. И это не удивительно: невиданный ранее храм одновременно
должен быть узнаваемым для современников и воплощать новые общественные и политические
идеи. Сложность
художественных форм собора заставляла исследователей видеть в нём и символ
храма ветхозаветного царя Соломона (XI в. до н. э.), и Небесный Иерусалим — отражение Храма
Гроба Господня в Собор
Василия Блаженного. Гравюра XVII в. 310 Собор
Василия Блаженного. XVI в. Вид со стороны Красной
площади. Собор
Василия Блаженного. XVI в. Вид со стороны Кремля. земном
Иерусалиме, и «райскую» архитектуру, обращенную к душам погибших, и
одновременно утверждение новых политических амбиций Москвы. Средневековому
мышлению не свойственно однозначное толкование того или иного композиционного
приёма, однако в сложном облике Покровского собора большинство исследователей
видят воплощение символического образа Иерусалима. Того Иерусалима, который
представляется земным городом храмов над святыми местами, и Иерусалимом
горним, или небесным, который воспринимается верующими как Царство Небесное. Один из
боковых приделов (западный), не связанный с казанскими событиями, был
посвящён Входу Господню в Иерусалим. Таким образом, подчёркивалось значение
Москвы — величайшего после падения Византии духовного центра мира.
«Иерусалимом» Покровский собор называли иностранные гости Московского
государства. Интерьеры
собора подобны тесным тёмным лабиринтам, и основное внимание зрителя поэтому
при- ковано к
его внешнему монументальному облику. Идея
воплощения символического образа Иерусалима не могла не повлиять и на характер
архитектурного убранства храма. Помимо сложности силуэта, отдалённо напоминающего
средневековый город, некоторые башнеобразные приделы в своей верхней части
украшены машикуля'ми (навесными бойницами) — атрибутами крепостной архитектуры,
другие больше похожи на городские храмы торгово-ремесленных районов, а
центральный шатёр выполняет лидирующую роль городского собора. Это
впечатление усиливается декоративным убранством. Фасады украшены мало
распространёнными в то время формами филёнок (рамок и углублений), люкарн
(оконных проёмов) и характерными для XVI столетия многоярусными карнизами и кокошниками. Стройные
пропорции башен проникнуты ритмом вертикальных линий и одновременно
уравновешены рельефными карнизами и мягкими полукружиями. Расположенные один
над другим, они придавали облику здания 311 Собор
Василия Блаженного. Литография Л.-П. А. Бишбуа.
XIX в. праздничный
характер. Великолепно завершение храма с разнообразной прорисовкой покрытия
луковичных глав и мерным, плавным взлётом центрального шатра. Первоначальная
цветовая гамма фасадов собора выглядела более сдержанно. Стены имели тёмнокрасный
тон и были расписаны «под кирпич», т. е. по линиям, имитирующим швы кирпичной
кладки. Им противопоставлялась побелка рельефных деталей, часть которых была
выполнена из белого камня. Шатёр и главы были покрыты лужёным железом,
некоторые из них вызолочены. Цветовое разнообразие вносилось керамическими
украшениями граней шатра, покрытыми синей, зелёной и жёлтой поливной краской. |
![]() |
![]() |
|