![]() |
![]() |
|||||||||||
|
*ИКОНОГРАФИЯ
ИЗОБРАЖЕНИЙ БОГОМАТЕРИ На Руси
было известно более трёхсот иконографических сюжетов изображения Богоматери.
Самые известные — «Богоматерь Владимирская», а также «Боголюбовская», «Белозерская»,
«Всемирная», «Галицкая», «Гора Нерукосечная», «Грузинская», «Донская»,
«Корсунская», «Казанская», «Муромская» и др. Всё многообразие этих сюжетов
можно уложить в три основных композиционных типа: «Богоматерь Оранта»,
«Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Умиление». Строго фронтальное поясное
изображение Богоматери с поднятыми вверх до уровня плеч руками, ладони
которых обращены к зрителю, называется «Оранной» (на Руси «Знамение»). «Панагия»
— изображение Богородицы типа «Оранта», но в полный рост Прообразом всех
«Панагий» на Руси служила «Нерушимая Стена» в Софии Киевской. Если Младенец
Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к её щеке, и смотрит строгим
взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест, — это
«Одигитрия». К иконографическому типу «Одигитрия» относятся «Богоматерь
Иверская», «Грузинская», «Казанская», «Пименовская», «Смоленская», «Тихвинская»
и др. Если на иконе изображена Богоматерь с Младенцем, который прикасается
своей щекой к щеке Матери, то это «Умиление». К этому иконографическому типу
относятся иконы «Корсунская», «Кикская», «Фёдоровская» и ряд других.
Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна
держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец.
Христос тоже может быть изображён в различных одеждах и позах, строго
предписано положение Его рук и ног — всё это составляет канон той или иной
иконы и определяет её название. 342
Архангел
Михаил. Икона. XIV в. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. 343
Параскева Пятница.
Икона. Начало XVI в. Государственный
Исторический музей, Москва. 344 К
сожалению, известно не так уж много имён древнерусских иконописцев, и дело не
только в том, что абсолютное большинство произведений безвозвратно утрачено.
Средневековое восточнохристианское искусство в основном безымянно, это присуще
мировоззрению и культовому назначению искусства той эпохи. Ведь художник
считался не столько творцом, сколько исполнителем произведения. Вот почему
гораздо чаще известен заказчик иконописного шедевра, чем его создатель.
Сведения о мастерах, по крайней мере до конца XV в., практически единичны. Тем не менее до
наших дней дошли не одно и не два имени отечественных художников, уцелевшие на
полях и затыльях (оборотах) икон, на стенах храмов, на страницах исторических
документов. Например, Киево-Печерский патерик (сборник поучительных церковных
повестей) сохранил имя знаменитого русского иконописца XI — начала XII в. печерского монаха Алимпия. На штукатурке
Софийского собора в Новгороде были обнаружены автографы его современников —
Стефана, Радко, Сежира, Гаги. Таким образом, уже на заре средневековой
иконописи открываются имена её первых творцов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||