![]() |
![]() |
|||||||||||
|
371 Никогда
ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В
связи с этим в художественное творчество всё более проникают жанровость,
интерес к быту, всё чаще в композициях появляются русские «реалии». Условная
«эллинистическая» архитектура сменяется на иконах русской. В то же время в
живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлечённому «мудрствованию», к истолкованию в
зрительных образах богословских догматов. Церковь и государство жёстко
контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные
подлинники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконография основных
сюжетных композиций, а также отдельных персонажей. Правительство
Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих
политических идей. Об этом свидетельствует икона-картина «Благословенно
воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»), происходящая из Успенского
собора Московского Кремля. Призванная увековечить покорение Казанского
ханства, она мало напоминает традиционный моленный образ. На очень вытянутом в
ширину композиционном поле художник изобразил многочисленное войско, которое
тремя дорогами в пешем и конном строю удаляется от охваченного пламенем
города. Воинский поток,
предводительствуемый архангелом Михаилом, устремляется к «граду» на другом
краю композиции, откуда благословляют шествующих Богоматерь с Младенцем
Христом. Так «увидел» царский иконописец торжественное возвращение русского
войска из Казани в Москву, представив его как апофеоз «воинства небесного
царя», движущегося из разгромленного «града нечестивого» к «горнему
Иерусалиму». На иконе принято противоположное обычному направление движения
-справа налево, что делает его более медленным и церемониальным. А лёгкие
ангелы в ярких одеждах с венцами в руках, взлетающие навстречу воинам,
помогают добиться в изображении динамического равновесия. Впереди среднего
полка или в центре его с алым стягом, в царском наряде, с крестом в руках едет
сам Иван Грозный. В рядах святого войска — прославленные русские князья и
полководцы, предки юного царя, а также «вселенские святые воины» и русские
ратники, сложившие головы под Казанью и уподобившиеся древним мученикам. У ног
всадников струится река. Рядом изображён иссякший источник. Он символизирует
падший «второй Рим» — Византию. Полноводный источник символизирует «третий
Рим» — Москву.
Чудо
Георгия о змие. Икона. XVI в. Псковский
историко-архитектурный музей-заповедник. 372
Цеpковь воинствующая. Икона. XVI
в.
Успение
Богородицы. Икона. XVI в. Центральный
музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.
Оранта
Мирожская. Великая Панагия. Икона. XVI в. Псковский
историко-архитектурный музей-заповедник. 373
Богоматерь
Словенская. Икона. XVI в. Государственный Исторический
музей, Москва. 374 ИКОНОПИСЬ XVII ВЕКА Эволюционные
процессы, происходившие в государственном строе России в XVII в., ломка традиционного мировоззрения,
заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» (т.
е. наукам) отразились на общем характере русской культуры. Способствовали
изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой, а также
с украинскими и белорусскими землями (особенно после воссоединения с Россией
Левобережной Украины и части Белоруссии в середине столетия). «Родовой
признак» культуры и искусства этой эпохи — «обмирщение», освобождение от
канонов. Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских
(исторических) сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских
гравюр (например, иллюстрированной Библии Яна Фишера-Пискатора) позволяли художникам
творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Однако
нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко
позади. Подняться вновь на вершину в рамках старой системы было уже невозможно.
Иконописцы оказались на перепутье. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||