|
**Керамика
— материал, получаемый при обжиге глины с минеральными добавками. 415 ранней ренессансной
архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку,
приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими
сводами. Создание
композиции, ориентированной на единый центр и увенчанной куполом, хотя и не
было изобретением архитектуры Возрождения, но стало одной из её главных тем
как воплощение высшего совершенства Вселенной. Брунеллески
положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. В 1421 —
1428 гг. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
Использованные Брунеллески в этом сооружении архитектурные принципы получили
дальнейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (1429—1443 гг.) — подлинной
жемчужине раннего Возрождения. Расположенная в глубине узкого двора церкви
Санта-Кроче, капелла богатого флорентийского рода Пацци встречает входящего
изящным шестиколонным портиком с большим центральным арочным проёмом. По
недавно полученным архивным данным, портик, возведённый Брунеллески, впоследствии
был перестроен. Однако трудно допустить, что в новом сооружении не отразился
общий образный замысел великого зодчего. Сама же залитая светом небольшая,
прямоугольная в плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, равновесием
частей, чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены
выполненными из тёмно-серого камня полосами архитектурных тяг,
прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство стен воспринимается как
элемент архитектуры, производящей впечатление лёгкости и одухотворённости. В начале
30-х гг. XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замечательным скульптором
Донателло, посетил Рим. На ранних этапах Возрождения знакомство итальянского
общества с античной культурой происходило благодаря изучению сохранившихся
архитектурных памятников древности и обнаруженным рукописям — их собирали,
изучали и переписывали. Во время поездки Брунеллески и Донателло участвовали в
раскопках, обмеряли, исследовали и классифицировали античные памятники. Влияние
римской классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески —
флорентийских церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в Создание
нового типа городских дворцов, послуживших образцом для общественных зданий позднейшего
времени, стало одной из глав- Филиппо
Брунеллески. Купол
кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре. XV
в. Флоренция. *Портик —
галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. В
архитектуре тяга - выступ, разделяющий стену по горизонтали. 416 Филиппо
Брунеллески. Капелла
Пацци. XV в. Флоренция. Филиппо
Брунеллески. Интерьер церкви Сан-Лоренцо. XV
в. Флоренция. ных задач
итальянской архитектуры XV столетия. Следующий
этап развития итальянской архитектуры XV в. связан с именем Леона Баттисты Альберти (1404—1472),
философа и учёного. По многогранности деятельности и интересов, охватывавших
гуманитарные и точные науки, экономику, философию, поэзию, музыку, живопись,
скульптуру, архитектуру, Альберти — идеальная «ренессансная личность»,
сравнимая лишь со всемирно известным мыслителем и художником классического
Возрождения Леонардо да Винчи. |