|
Воздвигнутое
в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка д'Оро (Золотой дворец), названное так потому,
что часть убранства его фасада была позолочена, ещё сохраняет множество
готических черт. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому
этапу венецианской готики. К следующему этапу венецианского раннего
Возрождения принадлежит дворец Вендрамин Калерджи (1481—1509 гг.), созданный
Пьетро Ломбардо (около 1435—1515), главой семьи венецианских архитекторов, и
Марко Кодуччо (около 1440—1504). Фасад дворца, как и фасад флорентийских
палаццо, расчленён на три этажа, но в центре его выделена ажурная лоджия, подчёркнута
также особая лёгкость, живописность, праздничность его архитектуры. Ломбардо и
Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Нередко нарушая классические
правила, они создавали декоративные и несколько фантастические фасады,
облицованные цветным мрамором. Например, построенная ими небольшая церковь
Санта-Мария деи Мираколи (1481—1489 гг.), стоящая на тесной площади у края канала,
напоминает драгоценный ларец. Новым типом венецианского общественного
сооружения стала Скуола ди Сан-Марко (от итал. scuola — «школа») — здание религиозного
благотворительного общества, служившее для просветительских целей. традиционна,
зато фасадная (передняя) стена приобрела новые черты. Стена выложена гладкими
отшлифованными каменными блоками, украшена пилястрами. Работая в Мантуе над
строительством церкви Санта-Андреа (она завершена после смерти зодчего),
Альберти полностью отошёл от готических принципов. Огромный фасад церкви напоминает триумфальную
арку (см. статью «Искусство Древнего Рима»), Такой же приём Альберти
использовал ранее в церкви Сан-Франческо в городе Римини, превращённой им по
заказу правителя Сиджизмондо Леон
Баттиста Альберти. Палаццо
Ручеллаи. XV в. Флоренция. *Пилястры —
плоские вертикальные выступы на поверхности стены. 419 Малатеста в
усыпальницу, так называемую Темпио Малатестиано (здание не было завершено). Постройки
Лоренцо Альберти оформлены системой большого ордера (колонны и пилястры располагаются
по всей поверхности фасада от низа до верха), которой принадлежало будущее в
творчестве Микеланджело и Палладию. Альберти в своей системе пропорций следует
«золотому сечению» — известному с глубокой древности математическому
соотношению размеров архитектурных элементов, при котором меньший из двух размеров
во столько же раз меньше другого, во сколько больший размер меньше их общей
суммы. Севернее
Тосканы развитие ренессансного искусства шло иными путями. В течение столетий
интересы Венеции, процветавшей торговой республики на севере Италии, были
связаны преимущественно с Византией и другими странами Востока. Турецкие
завоевания лишили венецианцев традиционных рынков, включили их в орбиту
собственно итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда
медленно и постепенно. В искусстве Венеции ещё долго господствовали
византийские традиции и готическое влияние. Лоренцо
Гиберти. Бронзовые
двери баптистерия. XV в. Флоренция. |