|
Дерево,
которое выросло на могиле Адама, было срублено во времена царя Соломона и
попало в его дворец. Мудрая пророчица царица Савская преклоняет колена и молится
перед ним. Её силуэту, изображённому в профиль, мастер придал силу и
спокойное достоинство. Царицу окружают полукольцом невозмутимые и чуть
надменные придворные дамы в длинных платьях и другие спутники. Действие
происходит под голубым небом с белыми облачками на фоне пейзажа с кронами
деревьев и лёгкими очертаниями холмов. На фасаде
дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по
мере их «удаления» от зрителя, что видна в сущности только первая из них,
разделяющая фреску на две части. Справа — в дворцовом зале — вновь появляется
царица Савская со своей свитой и склоняется перед приветствующим её царём. На
фреске господствует ровный спокойный свет, краски лучезарны. Меньшая по
размерам вертикальная композиция «Сон Константина» наполнена таинственной
ночной тишиной. Римский император спит *Соломон,
властитель Израильско-Иудейского царства в 965—928 гг. до и. э; согласно
Библии, «имел разум выше разума всех сынов Востока и всех мудрых египтян».
«Все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его». Из
Южной Аравии в Иерусалим прибыла и царица Савская. 431 в походном
шатре в канун решающей битвы с Максенцием. Ангел с
крестом в руке, стремительно летящий вниз головой в потоке света, предрекает
Константину победу. Мастер тонко передал эффект искусственного освещения: в
луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатёр полководца. Это
не имело аналогий в итальянской живописи XV в. Фреска
тематически связана с большой горизонтальной композицией «Победа Константина
над Максенцием». Это реальное событие в римской истории. Ожесточённая борьба за
власть двух императоров — Константина и Максенция — завершилась в В сияющем
свете дня конница императора Константина замерла на берегу Тибра: белые кони
перемежаются с тёмными, к весеннему голубому небу поднимаются копья и
разноцветные древки знамён, реет императорское жёлто-оранжевое знамя с вышитым
на нём чёрным орлом, развеваются плюмажи на причудливых шлемах, поблёскивают
серебристо-серые латы. Константин изображён в профиль, на белом коне впереди
войска. Император держит в руке лёгкий белый крест — священную реликвию. Правая
часть фрески сильно повреждена, но всё же видно, как всадник — Максенций —
тонет в реке. В свободной живописной манере показано неширокое изгибающееся
русло Тибра с едва тронутыми зеленью голыми деревьями по берегам, в воде отражается
прозрачное небо. Пьеро делла
Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был,
вероятно, его другом. Герцог Федериго да Монтефельтро — просвещённый государь,
наделённый превосходным художественным вкусом, владелец богатейшей библиотеки
и собрания выдающихся произведений искусства — привлекал к своему двору
образованных талантливых людей Италии. |