|
470 Одна из
лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в
Венеции (1556— 1557 гг.), посвящённые истории библейской героини Эсфири.
Мастер использовал эффект «прорыва» потолка, в результате чего перед зрителями
«открывалось» голубое небо. Фигуры были изображены в головокружительных
ракурсах. В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины,
развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент архитектурного
сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление
действительно триумфального торжества. Сочетание холодных серебристых и
голубых тонов, горячие вспышки пурпура, оранжевого, контрасты чёрного и розового бесконечно
радуют глаз. Роспись Веронезе принесла ему шумный успех в Венеции. В годы
творческого расцвета Веронезе украсил росписями виллу Барбаро-Вольпе в Мазере
(1560— 1561 гг.), построенную Андреа Палладио. Эти фрески стали одним из
крупнейших достижений монументально-декоративной живописи. Центральное
место в станковой живописи Паоло Веронезе занимают его знаменитые монументальные
холсты на евангельские сюжеты, которые художник, черпавший вдохновение в
общественной жизни Венеции, наполнил впечатлениями от многолюдных и ярких
венецианских празднеств. Эти произведения известны под общим названием «Пиры
Веронезе». К ним относятся, в частности, картины «Брак в Кане» ( РОСПИСИ ВИЛЛЫ БАРБАРО-ВОЛЬПЕ В МАЗЕРЕ В
1560—1561 гг. Веронезе расписал залы на втором этаже виллы. Наиболее знаменит Зал
Олимпа, в центре свода которого находится восьмиугольная композиция с
изображением богов Олимпа. На боковых прямоугольных фресках предстают фигуры
четырёх стихий, в люнетах — времена года. Нижние части свода оформлены в виде
иллюзорных балконов. На одном из них хозяйка виллы и служанка, на другом —
сыновья хозяйки и идущая по балюстраде ручная обезьянка. В изображённую
открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. Эти жанровые
мотивы и изящные пейзажи, составляющие часть росписей, вносят в них ощущение
непосредственной живости и занимательности. Паоло
Веронезе. Диана. XVI в. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. *Эсфирь —
еврейская девушка-сирота. Пленив своей красотой персидского царя Ксеркса, она
стала его женой и спасла евреев, свергнув любимца царя Амана, который хотел их
истребить. Двоюродный
брат Эсфири Мардохей сообщил царю о заговоре против него. И Ксеркс наградил
Мардохея. сделав его своим первым чиновником. 471 Паоло
Веронезе. Брак в Кане. XVI
в. Лувр, Париж. Паоло
Веронезе. Оплакивание
Христа. XVI в. Государственный
Эрмитаж Санкт-Петербург. На огромном
полотне «Брак в Кане», на котором запечатлены около ста тридцати фигур, сцена
пиршества развёртывается у подножия роскошной дворцовой террасы с белой аркадой
и балюстрадой на фоне сияющей синевы неба. В многолюдной, полной движения красочной
толпе художник поместил европейских государей, а в облике музыкантов на
переднем плане изобразил Тициана, Тинторетто и самого себя. Ещё
грандиознее и декоративнее «Пир в доме Левия», который происходит в
великолепной монументальной трёхпролётной лоджии. Языческая жизнерадостность
картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Сохранился допрос художника,
в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов,
пьяных немцев, карликов и прочие глупости». 472 |