![]() |
![]() |
|||||||||||
|
ТИНТОРЕТТО Полной
противоположностью Веронезе был его современник Тинторетто (1518—1594),
настоящее имя которого Якопо Робусти. Он родился в Венеции и был сыном красильщика,
отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик. Обилие
внешних художественных воздействий растворилось в неповторимой творческой
индивидуальности этого последнего из великих мастеров итальянского Возрождения.
В своём творчестве он был гигантской фигурой, творцом вулканического
темперамента, бурных страстей и героического накала. Вслед за поздним
Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новые пути в искусстве. Недаром его
творчество имело грандиозный успех и у современников, и у последующих
поколений. Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностью,
неутомимостью исканий. Он острее и глубже, чем большинство его современников,
чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиций
в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии, строгого равновесия,
статичности; расширил границы пространства, насытил его динамикой,
драматичным действием, стал ярче
Тинторетто. Чудо
Святого Марка. XVI в. Галерея
Академии, Венеция. 473 «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ТИНТОРЕТТО Ни один
художник не обращался так часто к теме «Тайной вечери», как Тинторетто. Вначале
мастер оставался целиком во власти традиций. Его ранняя «Тайная вечеря»,
находящаяся в церкви Санта-Маркуола ( В конце
творческого пути Тинторетто создал свою последнюю «Тайную вечерю» для церкви
Сан-Джорджо Маджоре (1592—1594 гг.). Художник запечатлел в картине момент,
когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое». Сцена
проникнута глубокой одухотворённостью и мистическим волнением, охватившим
всех сидящих за пасхальной трапезой. Сцена помещена в бедной таверне, но
пространство её, тонущее в полумраке,
кажется безграничным, что усилено и расположением стола углом, уходящим в
глубину. Таверна живёт своей будничной жизнью, и помещение на переднем плане
не связанных сюжетом динамичных фигур и предметов (хозяин, служанка, кошка,
заглядывающая в корзину с провиантом, кувшины, блюда с едой и фруктами)
усиливает по контрасту царящую таинственную и напряжённо-взволнованную
атмосферу происходящего чуда. Главная роль принадлежит свету. Сумрачное помещение
освещено колеблющимся пламенем светильника и сиянием Христа. Его мерцающий
холодный зеленовато-золотистый свет проникает всюду, достигает потолка, где
возникают словно раздвигающие пространство, похожие на призраков летящие
ангелы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||