![]() |
![]() |
|||||||||||
|
Из ста
двадцати девяти миниатюр часослова шестьдесят пять принадлежат кисти
Лимбургов. Это в первую очередь двенадцать миниатюр, украшающих календарь. Сам по себе
обычай изображать месяцы как сцены работ и отдыха, соответствующие тому или
иному времени года, известен с XIII в. На книжных миниатюрах февраль представал греющимся у
очага человеком, май — охотником с соколом, июнь — косцом. Лимбурги неожиданно
для всех пожелали рассказать о месяцах всё, что только возможно. Например,
июнь в календаре «Великолепного часослова» иллюстрируется не просто одинокой
фигурой косца, а живой сценой: крестьяне дружно убирают сено. И происходит это
не где-нибудь, а почти в самом центре Парижа, на маленьком островке посередине
Сены, под яркими лучами летнего солнца, в лёгком дыхании речного ветерка. Для
Лимбургов нет ничего второстепенного: они с большой точностью передают
мельчайшие подробности быта и костюма. А потому «Великолепный часослов» стал
своеобразной энциклопедией повседневной жизни Франции начала XV в. На первой из календарных миниатюр,
относящейся к январю, герцог Жан пирует в своём замке. И другие изображения в
календаре связаны с личностью и жизнью Жана Беррийского: на них можно увидеть
замок, в котором он родился (декабрь); свадьбу
(апрель и май) и загородные резиденции герцога; вид из окон его парижского
дворца. Может быть, «Великолепный часослов» задумывался как своего рода альбом
воспоминаний — собрание видов тех мест, которые были дороги герцогу? В любом
случае, на всех пейзажах в календаре воспроизведены конкретные местности,
причём с изумительной точностью.
Братья
Лимбурги. Июнь.
Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411—1416 гг. Музей
Конде, Шантильи. 485
Братья
Лимбурги. Октябрь.
Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411—1416 гг. Музей
Конде, Шантильи.
Братья
Лимбурги. Ноябрь.
Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411— 1416 гг. Музей
Конде, Шантильи. Художники
подмечают всё: как теснятся в загоне озябшие овцы (февраль), как плещутся в
воде купающиеся жнецы (август), как тени от печных труб ложатся на высокую кровлю
здания (июнь). Но при этом за частностями не пропадает главное: жизнь людей на
земле в череде забот и праздников, среди меняющихся
картин природы. Начало XV столетия совпало с переменами в истории
Нидерландов: эти земли впервые объединились в границах одного государства —
герцогства Бургундия. В те времена, когда Франция несла, казалось,
невосполнимые потери в ходе Столетней войны с Англией, бургундский герцог
Филипп III Добрый (1419—1467 гг.) стал фактически независимым и полновластным
государем. Он перенёс
свою столицу из Дижона в Бургундии в Брюссель в Брабанте; туда же перебрался и
весь его двор, славившийся великолепием. Так бургундская
придворно-аристократическая культура встретилась с бюргерской (от нем. Burger — «горожанин») культурой Нидерландов. В XV в. нидерландские горожане были, как правило,
грамотными. И в 1420—1430 гг. во многих городах уже возникли свои школы
живописи, обычно связанные с местными гильдиями Святого Луки — объединениями
живописцев, организованными по принципу ремесленных цехов (как говорит
предание, Святой Лука написал портрет Богоматери и потому считался святым
покровителем живописцев). Важными центрами развития и распространения
изобразительных искусств стали крупные города — торговый Брюгге, вольнолюбивый
Гент, учёный Лувен и старинный Турне. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||