|
Лошадь
и олени. Пещерная
живопись. Палеолит. Пещера
Ласко. Франция. 13 Бык.
Пещерная живопись. Палеолит. Пещера
Ласко. Франция. Зубры.
Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция. 14 Лошадь.
Пещерная живопись. Палеолит Олени.
Пещерная живопись. Палеолит. 15 В
дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась
стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические
изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к
тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения
линий, ряды точек, неясные схематические знаки. ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические
условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену
пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий
труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно,
оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в
искусстве. Об этом
свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах
Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре
внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь —
фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические
рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в
наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и
сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того
времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка
белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно,
мёд. Центральное
место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и
животные связаны энергично разворачивающимся действием. Стрелок
из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания. Охотники
идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят
последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного.
Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений
между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом
плане — фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд
стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как
правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям
пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей:
иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень
условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы
изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с
его точки зрения второстепенного, что меша- 16 ло бы
передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего.
Человек для него — это прежде всего воплощённое движение. |