|
Синана,
как и его предшественников, безусловно, вдохновляла неповторимая архитектура
храма Святой Софии Константинопольской, превращенного после взятия византийской
столицы мусульманами в мечеть Айя-София. Возведённые из серого камня,
подчинённые логике геометрических форм, постройки Синана, строгие, почти суровые
снаружи, внутри поражают разнообразием и обилием многоцветного убранства, чем
вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры». У Синана
было много продолжателей и подражателей, но главное в его творчестве —
создание художественного стиля, который на столетия определил пути развития
турецкой архитектуры. 581 Мавзолей
Гур-Эмир. Начало XV в. Самарканд. Узбекистан. архитектуры
в обрамлении садов давали возможность оценить могущество и щедрость монарха. В столицах
государств Средней Азии и в Иране центром архитектурного ансамбля стала
парадная площадь — регистан (в Самарканде и Бухаре) или майдан (в Исфахане).
Пешта'к — арочный портал, оформляющий главный вход в мечеть, медресе,
караван-сарай, мавзолей или дворец, — «повернул» монументальные здания и
ансамбли «лицом» к городу. Эффектность архитектуры во многом достигалась
благодаря керамической мозаике, мрамору, росписям, лепнине и резьбе, которые,
подобно цветистому ковру, покрывали здания, заставляя забыть о массивности
конструкций. В городах
Османской империи величие верховной власти султана — «тени Бога на земле» —
подчёркивалось масштабами и формами внушительных турецких мечетей.
Громоздящиеся друг на друга галереи, башенки, выступы, полукупола Ковры.
XVII в. Иран. Музей прикладного
искусства, Париж. 582 возносили
на головокружительную высоту центральный купол, «охраняемый» устремлёнными в
небо копьевидными минаретами. Столичный
архитектурный ансамбль в этот период мог включать в себя парадные дворцовые
здания. Однако в целом дворец как средоточие власти оставался объектом
«скрытой архитектуры». Лёгкие, изящные, украшенные сюжетными росписями и
изразцовыми картинами дворцы Сефевидов в Иране окутывала зелень садов и
парков, где бродили лани и павлины, плавали в изобилующих рыбой прудах лебеди,
прятались в кустах фазаны, пели соловьи. В Каире, Дамаске, Стамбуле, городах
Магриба правительственные ансамбли с несколькими помещёнными один в другой внутренними
дворами, парадными переходами, величественной официальной частью и роскошными
жилыми покоями по-прежнему были окружены непроницаемыми высокими стенами,
как, например, резиденция османских султанов Топкапы-сарай в Стамбуле — ныне
крупнейший исторический и художественный музей. В Иране,
Азербайджане, Средней Азии и Турции в XVI—XVII вв. популярными стали узоры на темы роскошной,
цветущей природы, в которые вплетались традиционные изображения зверей,
царской охоты, поединка, пира или свидания в саду. Иранские и турецкие
узорчатые ткани — бархаты, атласы, парча; великолепные шёлковые и шерстяные
ковры; парадное оружие; изделия из дерева, украшенные костью и перламутром;
рукописи и альбомы в кожаных переплетах, включающие образцы каллиграфии и
миниатюры, вывозились во многие страны. Став
достоянием мировой культуры, произведения искусства из арабских стран, Ирана
и Турции оказали заметное воздействие на развитие орнаментального искусства и
художественные вкусы России, Испании, Франции и других стран. |