![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Таким образом,
в произведениях средневековой скульптуры воплощаются такие же представления о
единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии. Рельеф
храма в Махабалипураме. Фрагмент. VII в. Индия. Храм
Кандарья Махадева в Кхаджурахо. X—XI в. Индия. Шива Натараджа из Южной Индии. XI
в. Городской музей, Мадрас. Индия. Шива
Натараджа — Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как
его разрушительная энергия реализуется в момент танца: исполняя его, Бог
уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает' новый цикл жизни.
Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой
ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы четыре
руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке
также священный предмет: например, барабанчик — символ космического ритма.
Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью. Фигура Бога
обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего
Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель. 598 Скульптуры
храмов в Кхаджурахо. X—XI
вв. Индия. 599 РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД Впервые
мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским
правителям удалось покорить почти всю страну. Искусство Индии Исламской эпохи
можно разделить на раннеисламский период (XI первая половина XVI в.) и период правления династии Великих
Моголов (вторая половина XVI—XVIII вв.). Период раннеисламского
владычества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в. Завоеватели безжалостно уничтожали святыни
«неверных» — индуистские и буддийские храмы — и целые города, вырезали
население, уводили в рабство мастеров-ремесленников. История Индии ХШ—XIV вв. ознаменована постоянной сменой мусульманских
династий. Борьба за власть сильно ослабила единство мусульманских правителей,
и в XV — начале XVI в. в Индии образовалось несколько самостоятельных исламских государств,
враждовавших друг с другом, как, например, Кашмир, Дели, Бенгалия, Мальва,
Гуджарат. Завоеватели
пытались приспособить остатки разрушенной архитектуры для собственного
искусства и строительства. Так, целые фрагменты зданий, прежде всего колонны,
столбы, скульптурные украшения, детали декоративной отделки, были перенесены во
вновь построенные мусульманские сооружения. В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооружений
мусульман — в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзолеи. Крупнейший
мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в. В комплекс вошли большая мечеть, гробница,
медресе, а также мавзолей. Однако самой большой достопримечательностью
ансамбля счал гигантский минарет Кутб-Минар ( В основных
типах архитектурных сооружений раннеисламского периода прослеживаются
исламские традиции, но в деталях культовых |
![]() |
![]() |
|