![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
В
буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией.
Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями.
Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефами, которые составляют здесь единое
целое с архитектурой. На рельефах
предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные
орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый
стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового
дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и естественна.
Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчёркнуто
округлые бёдра и бюст. В религии
буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар- Ступа
в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э. Индия. Рельефы
ворот ступы в Санчи. Фрагменты. I в. до н. э. Индия. 593 ству
животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие
божества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценах
поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы.
Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая
во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в частности
архитектурно-пластического ансамбля в Санчи. В I—IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значительные
перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике
человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В
этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры:
Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг). Гандхара
(ныне в Пакистане) — древняя
историческая область в Северо-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло
расцвета на рубеже I—II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре
образ Будды приобрёл эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды
может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается
прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд окутывают всю фигуру
Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в
скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в
статуе подчёркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота. На грани
между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из
Тахт-и-Бахи (около Статуя
Будды из Хоти-Мардана. II в. Индия. Рельефы
ворот ступы в Санчи. Фрагменты. I в. до н. э. Индия. Статуя
Будды ил Тахт-и-Бахи. Около |
![]() |
![]() |
|