|
ИСКУССТВО
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Народы Юго-Восточной Азии —
полуострова Индокитай и лежащего к югу от него Малайского архипелага — с давних
пор поддерживали связи друг с другом. Для культуры Юго-Восточной Азии решающее
значение имели влияния художественных традиций Индии, Шри-Ланки и Китая. Особенно значительным было
индийское влияние. В Индокитае широко распространились главные религии Индии —
буддизм и индуизм. Хорошо известен был на полуострове индийский эпос
«Махабхарата» и «Рамаяна». В основе архитектуры
Юго-Восточной Азии лежали индуистские представления о центре Вселенной,
который отождествлялся с легендарной горой Меру — местом обитания богов. Та же
идея оказала большое влияние и на понимание сущности царской власти. Царь
выступал здесь как наместник Бога на земле или как воплощение бога с горы Меру
в образе человека. А потому не только храмы, но и царские резиденции строились
в соответствии с этой древней религиозной концепцией. Тип архитектурных
построек, в которых воплотились индуистские представления об устройстве мира,
получил название храма-горы. БИРМА Бирма (Мьянма) — государство в
северо-западной части полуострова Индокитай. В первые века новой эры здесь
обосновались племена монов и пью. О раннем периоде истории Бирмы известно
немного. Предания повествуют о буддийском посольстве, посланном сюда царём
Ашокой из Индии. Буддизм и сейчас остаётся в Бирме господствующей религией.
Название стране дали племена бирманцев, создавшие здесь государство в XI в. Эпоха расцвета бирманского зодчества
связана со столицей средневекового государства — Паганом. Этот город считается
жемчужиной мировой архитектуры. Знамениты своими формами и отделкой ступы
Пагатта. Величественна и нарядна пагода
Швезандо (XI в.), возвышающаяся на пяти террасах. К ней ведут большие торжественные
лестницы, расположенные по четырём сторонам света. Буддийская ступа в Бирме,
образцом которой является Швезандо, состоит из кирпичной полусферы и стоящей
на ней огороженной надстройки кубической формы, где находится камера для даров
и святынь. На ней расположены сужающиеся кверху концентрические круги. Вся
конструкция обычно завершается конусообразным шпилем с элементом тхи, который
напоминает язычок пламени. Это украшение отличает бирманскую архитектуру. Идея храма-горы, характерная
для искусства Юго-Восточной Азии, воплощена в знаменитом храме Ананды в Нагане (XII в.).
Эта постройка напоминает индийский храм с невысокой пирамидальной башней. Храм
завершается шестиступенчатой кровлей, которая украшена миниатюрными ступами,
башенками, а также фигурами сторожевых львов. В центре кровли величественно
возвышается позолоченная ребристая башня с навершием в виде язычка пламени. По сравнению с архитектурой
другие виды искусства в Бирме были развиты незначительно. Скульптура и живопись
служили в основном для украшения зданий. Скульптура была представлена прежде
всего статуями Будды. *Пагода — в буддийской
архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная
башня-реликварий — вместилище для хранения реликвий. Имеет нечётное
(счастливое) число ярусов. |