|
Перед
дворцом на парадной площади возвышалось серебряное дерево, увитое золочёными
змеями и увенчанное ангелами. Когда прибывали почётные гости, ангелы трубили
в трубы. У корней дерева располагались четыре серебряных льва. Из пасти змей
лилось вино, а из пасти львов — кумыс. В ХШ в.
были возведены и другие дворцы. Однако просуществовали они недолго. В XIV—XV вв. страна была охвачена междоусобными войнами;
крупных сооружений в тот период не строили. Столица стала кочевой, а дворцами
ханам, как и прежде, служили шатры, легко разбираемые и приспособленные к резким
ветрам и частым переездам. Монументальное
зодчество возродилось в Монголии в конце XVI в., когда в стране распространился буддизм
и вновь стали строить многочисленные храмы. Первым крупным монастырём стал
Эрдэни'-Дзу, выстроенный по образцу 'тибетских храмов в В
средневековой Монголии вместе с внедрением буддизма неотъемлемой частью
храмового интерьера стала скульптура. Статуи милосердных и карающих буддийских
божеств, духов и демонов выполняли из разных материалов: дерева, бронзы,
глины, бумажной массы, затем их золотили или рас- Дзанабадзар.
Статуя буддийского божества Ваджрадхары. XVII
в. Музей изобразительных искусств,
Улан-Батор. 642 Статуя
великого буддийского
святого Падмасамбхавы. Позолоченная
бронза. XVII в. Монастырь
Эрдэни-Дзу. Дзанабадзар. Статуя
Будды Вайрочаны. XVII в. МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА Войлочная
юрта — веками усовершенствованное и продуманное до мельчайших деталей жилище
монголов. Основу её разборного каркаса составляют складные раздвижные решётки
стен. Верёвками из конского волоса к ним прикрепляют жерди, которые завершаются
наверху массивным обручем. Сверху каркас покрывают белым войлоком. Белизна
войлочного покрова юрты считалась священной: её подчёркивали красные, синие и
зелёные цвета узоров, придававшие жилищу удивительную праздничность. Вход,
состоящий из наружной войлочной занавески и внутренней деревянной двери,
окрашивают в красный цвет и украшают орнаментом, символизирующим счастье и
долголетие. Юрта могла быть и простым жилищем кочевника, и храмом, и дворцом. крашивали в
яркие цвета. Этого требовало слабое освещение в храмах. Расцвет монгольской бронзовой
скульптуры относится к XVII в. и связывается с именем Дзанабадзара — главы монгольского духовенства.
Выполненные им статуи буддийских божеств, например богини милосердия Зелёной
Тары (Спасительницы Душ), отличаются отточенностью форм, благородством линий
и одухотворённостью. Юная прекрасная богиня, держащая в руках цветы лотоса
(знаки познания истины) и сидящая на лотосовом троне (символ чистоты и
мудрости), всегда готова прийти на помощь людям. |