|
Цо'коль — нижняя, обычно
несколько выступающая часть наружной стены архитектурного сооружения
(например, здания, памятника), лежащая на фундаменте. Ча'йтья — в Индии
буддийский храм-молельня, часто пещерный. Ча'нди
— в средневековой
Индонезии храм-святилище кубической формы с пирамидальной крышей. Чарта'к
— квадратное в
плане четырёхарочное здание с куполом в центре; входило в комплекс
древнеиранского зороастрийского храма. Чека'нка
— рельефные
изображения на тонких металлических листах. Чернофигу'рная
те'хника древнегреческий стиль росписи керамики: на красный фон наносили чёрные 674 фигуры;
контуры и внутренние линии фигур
процарапывали иглой. Чернь
— ювелирная
техника, с помощью которой на поверхность изделия, выполненного из золота или
серебра, наносят сюжетное изображение, орнамент или
надпись; черневым сплавом (серебро, медь, сера) заполняют предварительно гравированный
либо вытравленный узор или изображение; затем изделие подвергают обжигу. Чортэ'н
— в архитектуре
Тибета разновидность ступы, символ
буддизма; монументальное сооружение из кирпича на мощном цоколе, сложенном
из грубого камня; ставился рядом с буддийским храмом, иногда с каждой из
четырех сторон света. Шань-шу'й
(«горы-воды») — в китайской живописи жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков. Шатёр (шатровое покрытие) —завершение центрических
сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец,
ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса; характерен для архитектуры
XVI—XVII вв. Ше'ду
— в Ассирии
фантастические крылатые быки с человеческими лицами. Шикха'ра
— в буддийской
культовой архитектуре невысокая пирамидальная башня над апсидой храма. Эллини'зм
— античное
искусство последней четверти IV—I вв. до н. э. в Греции, Восточном Средиземноморье,
Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, Причерноморье, в котором
тесно переплелись традиции местной
и греческой
культуры; возникло в результате образования эллинистических монархий и
распространения в них эллинской культуры после завоевания Персидской державы
Александром Македонским в последней четверти IV в. до н. э. Эма'ль
— техника,
применяемая в ювелирном искусстве; прочное стекловидное покрытие, которое
наносят на
поверхность металлического изделия и закрепляют обжигом. Энка'устика
— восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными
с расплавленным воском. Энта'зис
— архитектурный
приём: утолщение ствола колонны; как
правило, располагается в сё средней части. Эста'мп
— отпечаток,
оттиск с гравюры. Эхи'н
— часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки
с криволинейным краем; служит переходом от колонны к абаку. Ямато-э'
(«японская
живопись») — в изобразительном искусстве Японии
с X—XI вв. самостоятельное направление, противопоставленное китайской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских повестей,
романов и дневников; выразительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна,
вкрапления золотых и серебряных блёсток. |