![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
40 Капители
колонн. Древнеегипетские
колонны. Папирусовидная. Лотосовидная. Заросли
папируса на Ниле. Фрагмент росписи. XIV в. до н. э. Государственные
музеи, Берлин. Охота
в нильских зарослях. Роспись из гробницы в Фивах. XV—XIV вв. до н. э. Британский
музей, Лондон. 41 ЗАГРОБНЫЙ ПИР Праздники
древних египтян были связаны с религиозными культами и земледельческими
обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы богатых поместий любили собирать за
пиршественным столом родственников, друзей, именитых гостей. Рельефы и росписи
гробниц позволяют представить, как происходили эти пиры. Произведениями
настенной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Нового
царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции,
росписи расположены одна над другой горизонтальными полосами. Владелец
гробницы и его жена перед жертвенником, гости в креслах и на циновках, слуги,
служанки, музыканты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и
господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — другую. Служанки
— молодые, стройные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным египетским
дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное внимание
живописца. Неподвижность прямых фигур одних служанок помогает оценить
непринуждённость движений других: они наклоняются так естественно, что чёрные
пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчёркивается изящными позами.
Фигуры заслоняют друг друга, иногда изображены в профиль, а в росписи
гробницы Рехмира можно увидеть изображение в необычном ракурсе — обнажённая
служанка показана со спины. Гостей
развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на
арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах и барабанах. На фрагменте одной из
росписей четыре сидящие музыкантши аккомпанируют танцовщицам, отбивая такт
ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необычную группу:
вопреки канону две из них изображены в фас. Рядом танцуют две юные миниатюрные
девушки, золотисто-смуглые тела которых украшены
только поясками, ожерельями, браслетами; на головах у девушек диадемы. Одна девушка
слегка заслоняет другую, их позы и жесты схожи, но, подчиняясь монотонному
ритму танца, направлены в разные стороны. Не следует
забывать, что изображения подчинялись традиционным приёмам, религиозной символике.
Так, цветы лотоса в руках пирующих — не столько изысканное украшение
праздника, сколько символ, дарующий бессмертие. Сцены
пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени, об
идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты,
украшены великолепными драгоценностями. На некоторых из них открытые,
облегающие платья с бретелями, напоминающие сарафан. Мода
менялась: ткани стали прозрачными, струящимися, а одежда более просторной, со множеством складок. Причудливы сложные парики до плеч из
множества сплетённых косичек. Хлопотливые служанки водружают на них маленькие
колпачки с ароматическими благовониями. |
![]() |
![]() |
|