|
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ Создателем
письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся
наместником Ра; как бог времени — разделил время на дни и месяцы, вёл
летосчисление и писал летописи; как бог мудрости — создал письменность и счёт,
которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов,
архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса. Основу
древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос» — «священный»
и «глифе» — «вырезанное») — рисунки-значки, каждый из которых соответствовал
слову или понятию. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Однако
главный писчий материал изготовляли из папируса — тропического водного
растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли
сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя
— вдоль и поперёк, смачивали нильской
водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом
из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в
развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длиной до
сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой.
Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная
строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета. В эпоху
Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в «Книге
мёртвых». Художник изобразил рай загробной жизни Иару — это плодородные поля;
по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и
кокосовые пальмы; а злаки вырастают выше человеческого роста. Расшифровать
древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в Принадлежности для письма. 25 были
обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами,
окружавшими его при жизни. Именно
религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное,
сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству
мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для
осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой,
помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян
слово «художник» имело значение «творящий жизнь». Долгие годы
имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие,
скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились
деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые
появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна),
новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в
обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств
образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство. |