![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Ансамбль в
Пасаргадах — городе, основанном Киром II на юге Ирана в VI в. до и. э., — самый древний, и он плохо сохранился.
Вероятно, его облик, строгий и даже суровый, гармонично вписывался в величественный
горный пейзаж. Ансамбль включал в себя три основные постройки: масштабный
вход-портал, по бокам которого в соответствии с ассирийской традицией стояли гигантские
фигуры человекобыков; дворец для торжественных приёмов — апада'ну; дворцовое помещение для жилья — таджа'ру. Такая
планировка типична и для всех последующих ансамблей. В Пасаргадах сохранилась
гробница Кира II -строгое и массивное сооружение высотой одиннадцать метров, которое
отдалённо напоминает месопотамский зиккурат. Стены её не были украшены, и
только над входом размещался символ верховного бога Ахура-Мазды — большая
сложной формы розетка (орнамент в форме цветка) с золотыми и бронзовыми
вставками. В
планировке и оформлении царского дворца в Сузах, древней персидской столице,
разрушенной ассирийцами и вновь отстроенной в правление самых знаменитых *Александр
Македонский (336—323 гг. до н. э.) — царь Македонии (одного из государств на
Балканском полуострове), военачальник, создатель одной из крупнейших держав
Древнего мира, которая распалась после его смерти. 75 царей:
Дария I (522—486 гг. до н. э.), Ксеркса (486—465 гг. до н. э.) и Артаксеркса I (465—424 гг. до н. э.), ясно прослеживались
традиции Месопотамии. Все помещения комплекса зданий были сгруппированы вокруг
обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цвету
изразцовый рельеф, изображавший царскую гвардию. Оформление задней стены
северного фасада — фигуры крылатых быков, также выложенные изразцами, —
напоминало ворота Иштар в Вавилоне. Особого
внимания заслуживает парадная резиденция (520—460 гг. до н. э.)
царей Дария I и Ксеркса в Персе'поле, которая сохранилась лучше других, несмотря на то
что в На рельефах
запечатлены популярные в Передней Азии сюжеты: борьба с фантастическими существами,
сцены царских приёмов с Эламский
гвардеец. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса в Сузах. V
в. до н. э. Ападана
в Персеполе. Фрагмент. 520—460 г. до н. э. ЗОРОАСТРИЗМ В VII—VI вв. до н. э. в Древнем Иране сложилась
новая религия — зороастризм. Основатель этого вероучения Заратуштра (греч. Зороастр) утверждал, что в основе мироздания лежит
постоянная борьба между божествами добра и зла — Ахура-Маздой и Анхра-Майнью,
начавшаяся ещё до создания Вселенной. Человек имеет свободу выбора между добром
и злом, но его религиозный и моральный долг — быть на стороне добра. Важное
место в учении Заратуштры занимает также почитание «священных стихий» — земли,
воздуха и особенно огня (символа Ахура-Мазды). На рубеже VI—V вв. до н. э. зороастризм стал официальной
религией империи Ахеменидов, претерпев, однако, ряд изменений. Ахемениды сохранили
существовавшие ранее культы основных древнеиранских божеств — например, бога
солнца Митры, богини воды и плодородия Анахиты, — объявив Ахура-Мазду высшим
из них. |
![]() |
![]() |
|